Правовой статус археологических находок

Правовой статус археологических находок

Интерес к прошлому путем изучения различных археологических находок всегда был на высоком уровне. При этом далеко не всегда соблюдается законодательно установленный порядок проведения раскопок. А поиск старинных кладов для некоторых стал профессией.

В 2014 г вступили в силу изменения в ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», касающиеся регулирования проведения археологических мероприятий.

Что же необходимо знать об объектах археологического наследия?

Что такое объекты археологического наследия?

Согласно ст. 3 Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» «под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки».

К объектам археологического наследия относятся, в том числе

  • городища, курганы,
  • грунтовые могильники, древние погребения,
  • селища, стоянки,
  • каменные изваяния, стелы,
  • наскальные изображения,
  • остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог,
  • места совершения древних религиозных обрядов,
  • археологические предметы;
  • отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

К археологическим предметам относятся движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

Как добываются археологические предметы?

Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ.

Работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов, проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа).

Разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам - гражданам Российской Федерации при соблюдении следующих условий:

  • физические лица обладают научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах,
  • физические лица состоят в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, и (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.

Какие виды археологических полевых работ существуют?

Виды археологических полевых работ:

1. Археологические разведки - проведение на поверхности земли или под водой научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности;

2. Археологические раскопки - проведение на поверхности земли, в земле или под водой научных исследований объектов археологического наследия посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях изучения и сохранения объектов археологического наследия;

3. Археологические наблюдения - проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.

Как проводятся археологические работы?

Этапы проведения археологических работ

 

Название этапа

Сроки

Какие работы проводятся

Этап 1.

Получение разрешения по проведение археологических работ

До начала работ

Срок рассмотрения заявления о выдаче – 30 дней с момента регистрации документов в Минкульте

Для получения открытого листа физические лица представляют в Минкульт РФ заявление о выдаче разрешения (открытого листа)  по установленной форме.

К заявлению прилагаются следующие документы:

а) научное обоснование археологических полевых работ, определяющее цели, задачи, объем их проведения и методы исследования;

б) ходатайство юридического лица, с которым заявитель состоит в трудовых отношениях, о выдаче заявителю открытого листа;

в) копии учредительных документов работодателя, заверенные его руководителем;

г) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации;

д) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя высшего образования;

е) сведения о заказчике археологических полевых работ, которые намерен проводить заявитель на основании открытого листа (полное и краткое наименование организации, место нахождения и фактический адрес организации, телефон или в случае, если заказчик является физическим лицом, его фамилия, имя и (при наличии) отчество, данные документа, удостоверяющего личность, телефон);

ж) копии документов, обосновывающих проведение археологических полевых работ, - плана работ работодателя, проводящего археологические полевые работы в рамках плановых научных исследований и разработок, или договора работодателя с заказчиком археологических полевых работ (оферты с обязательным представлением договора) о проведении археологических полевых работ.

Этап 2.

Направление уведомления о проведении археологических работ

За 5 дней до начала работ

Уведомление направляется в региональный орган охраны объектов культурного наследия, орган местного самоуправления муниципального образования, на территориях которых планируется проведение археологических полевых работ. К уведомлению прилагается копия разрешения. В уведомлении содержится указание на сроки и место проведения археологических полевых работ

Этап 3.

Непосредственно проведение археологических работ

   

3.1. работы по изучению территории проведения археологических полевых работ

В течение срока действия разрешения, но не более 1 года

При проведении археологических полевых работ держатель разрешения обязан непосредственно руководить ими, присутствуя на месте ведения работ. Не допускается передача руководства археологическими полевыми работами другому лицу.

 

3.1.1. Археологическая разведка

В ходе археологических разведок исследователь производит визуальный осмотр местности, фиксирует выходы культурного слоя и остатки древних сооружений (в том числе судов) и проводит сбор древних предметов на современной поверхности (в том числе на дне акватории).

В процессе разведки для каждого объекта археологического наследия (в том числе местонахождения) должны быть выполнены:

а) описание, включающее географическое положение, привязку к близлежащим водоемам и (или) населенным пунктам, современному административному делению субъектов Российской Федерации; характеристику рельефа, топографических особенностей и географические координаты.
б) ситуационный план местности или выкопировка из крупномасштабной карты, которые детально характеризуют место расположения объекта археологического наследия и имеют конкретные, легко

в) топографический инструментальный план объекта археологического наследия, охватывающий территорию, необходимую для понимания геоморфологической ситуации, с рельефом, переданным горизонталями, отражающими все особенности объекта археологического наследия и окружающей местности.

г) фотографическая фиксация объекта археологического наследия, полно и точно передающая особенности рельефа и топографическую ситуацию.

д) сбор подъемного материала с обозначением местоположения находок (скоплений) на топографическом плане и составление описи с указанием данных о каждой находке;

 

3.1.2. Археологические раскопки

Археологические раскопки рекомендуется проводить в благоприятное для полевых работ время года при плюсовой температуре воздуха, непромерзшем грунте и отсутствии снежного покрова.

В процессе раскопок объектов археологического наследия всех типов обязательно производится нивелировка современной поверхности (раскопа, кургана), профилей, материковой поверхности и всех объектов (сооружений, уровней полов, прослоек, очагов, погребений, остатков тризн и иных объектов), а также находок от единого репера каждого памятника.

В ходе работ ведется полевой дневник, куда заносятся подробные описания вскрываемых культурных напластований, древних сооружений и погребальных комплексов.

Все полученные при раскопках находки, материалы, остеологические, палеоботанические и другие остатки фиксируются в полевом дневнике, обозначаются на чертежах и фотографируются.

 

3.1.3. Археологические наблюдения

 Археологические наблюдения предполагают выполнение горизонтальных зачисток, зачистку профилей, отбор находок и характерных деталей, разборку и фиксацию выявленных комплексов при помощи археологических методик. Графическая и фотофиксация обязательны.

 

3.2. уведомление о выявлении объектов археологического наследия

10 рабочих дней со дня выявления данного объекта

Информация об этом направляется региональный орган охраны объектов культурного наследия и направить в указанный орган описание обнаруженного объекта археологического наследия, и содержит текстовое и графическое описания местоположения границ указанного объекта, а также перечень географических координат характерных точек этих границ

Этап 4.

Лабораторная обработка и научный анализ

   

- подготовка научного отчета

После завершения непосредственно полевых работ –не позднее чем за два месяца до подачи заявление на получение нового разрешения

В научном отчете о выполненных археологических полевых работах в текстовом, графическом, фотографическом и иных видах должны быть представлены полные данные о выявленных и (или) об исследованных объектах археологического наследия и археологических предметах.

- передача научного отчета

3 года со дня окончания срока действия разрешения

Научный отчет о выполненных археологических полевых работах подлежит передаче исполнителем археологических полевых работ на хранение в Архивный фонд РАН как составную часть Архивного фонда Российской Федерации.

Этап 5.

Передача археологических предметов в Музейный фонд РФ

3 года с момента окончания действия разрешения

Передаются все изъятые археологические предметы (включая антропогенные, антропологические, палеозоологические, палеоботанические и иные объекты, имеющие историко-культурную ценность) в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры и культурного наследия, обязан обеспечить прием всех изъятых при проведении археологических полевых работ археологических предметов на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации.

Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.

Виды предметов, обнаруженных в результате археологических полевых работ:

  • Антропогенные предметы - предметы, созданные человеком, возникшие в результате его деятельности.
  • Антропологические предметы - предметы, связанные с происхождением, развитием, существованием в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах человека.
  • Палеозоологические предметы - ископаемые животных.
  • Палеоботанические предметы - растения прошедших геологических эпох.

Министерство культуры РФ обязано обеспечить прием всех изъятых при проведении археологических полевых работ археологических предметов на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда РФ.

 Основным документом, представляющим результаты проведения археологических полевых работ в соответствии с выданным разрешением (открытым листом), является научный отчет о выполненных археологических полевых работах.

Научный отчет должен полностью отражать все археологические полевые исследования, проведенные в отчетном полевом сезоне. Если по каким-либо причинам работы на отдельных археологических памятниках или в отдельных регионах, указанных в разрешении (открытом листе), не проводились, то эта информация должна быть отражена во введении к научному отчету.

Научный отчет должен содержать сведения:

  • о целях и задачах, стоящих перед исследователем;
  • о степени их выполнения в отчетном полевом сезоне, о связях выполненных работ с предшествующими исследованиями, об организации работ и их финансировании;
  • об основных участниках экспедиционных работ и их функциях;
  • о принятой методике исследований;
  • о планах дальнейших изысканий (если таковые имеются) на тех же памятниках археологии.

Научные отчеты, представленные в Институт археологии РАН, держателем разрешения (открытого листа) передаются на экспертизу. В задачу экспертизы входит оценка соответствия научного отчета требованиям к научному содержанию, методике проведения археологических полевых работ и оформлению научного отчета.

Рассмотрение результатов экспертизы научных отчетов, утверждение научных отчетов, принятие решения о выдаче держателю разрешения (открытого листа) документа, подтверждающего принятие научного отчета на постоянное хранение в составе научно-отраслевого архива Института археологии РАН, осуществляет Научный совет по полевым исследованиям, созданный Российской академией наук, в составе специалистов ведущих археологических учреждений России.

При проведении археологических полевых работ могут использоваться специальные технические средства поиска в установленном порядке.

К специальным техническим средствам поиска относятся:

1) металлоискатели - могут применяться в следующих случаях:

- на разрушающихся участках памятников археологии (пашня, обнажения, грабительские шурфы и иные подобные объекты) на глубину потревоженного слоя;

- для предварительного обследования исследуемых площадей и объектов без изъятия предметов из слоя;

- для проверки переработанного культурного слоя и грунта отвалов в ходе работ на памятнике археологии и после их завершения;

- на полях сражений (при отсутствии на них памятников археологии) со сплошной выборкой находок.

Категорически запрещается использование металлоискателей при проведении археологических разведок в соответствии с разрешением (открытым листом), в котором указаны археологические разведки в целях выявления памятников археологии без осуществления каких-либо земляных работ, кроме ограниченных по площади зачисток на существующих обнажениях;

2) радары - например, георадар - переносный импульсный радиолокатор, позволяющий осуществлять разделение сред с различной диэлектрической проницаемостью по отраженному сигналу;

3) магнитные приборы - например, археологический магнитометр-градиентометр, который предназначен специально для использования при поисковых полевых работах. Он способен обнаруживать железосодержащие предметы под покровом почвы, воды, льда, скальных пород. Их толщина, в зависимости от магнитной массы объекта, может достигать 15 м. В отдельных случаях используется для поисков скоплений обожженной керамики и древесины;

4) другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

Правовой статус кладов

Согласно ст. 233 ГК РФ к кладам относятся «зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право».

Согласно общему правилу клад поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

Но при этом есть следующие моменты:

  1. При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад. При обнаружении такого клада лицом, производившим раскопки или поиски ценностей без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачиваются и полностью поступает собственнику.
  2.  В случае обнаружения клада, содержащего вещи, которые относятся к культурным ценностям и собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Вознаграждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

Это правило не распространяется по случаи обнаружения клада в рамках проведения археологических полевых работ.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Порядка учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации N 311 от 29 мая 2003 года, движимое имущество, представляющее культурную ценность, подлежит передаче Министерству культуры Российской Федерации.

Согласно пункту 8 Положения о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 года, действующего в части не противоречащей вышеуказанному Положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации N 311 от 29 мая 2003 года, лицам, обнаружившим и сдавшим клад, причитающееся вознаграждение выплачивается финансовыми органами в месячный срок со дня определения в установленном порядке стоимости клада.

В данном случае возможно возникновение проблемы с расчетом вознаграждения, т.к. на практике при расчете стоимости клада учитывается только стоимость материалов. Порядок определения стоимости ценностей, зачисляемых в Госфонд России, исходя из исторической и научной стоимости предметов, их уникальности, культурной и художественной ценности, действующим законодательством не предусмотрен.

В соответствии с п. 13 Приказа N 71н стоимость ценностей определяется для драгоценных металлов, изделий из них и лома таких изделий - исходя из цен, устанавливаемых в соответствии с Порядком определения цен на драгоценные металлы и изделия из них, закупаемые в Госфонд России и продаваемые из него, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 106н от 29.11.2002 г. При этом расчетные цены на аффинированные драгоценные металлы определяются исходя из цен Лондонского рынка драгоценных металлов на день, предшествующий дню установления расчетных цен, пересчитанных в рубли по курсу доллара США, установленному Центральным банком Российской Федерации на день, предшествующий дню установления расчетных цен, за вычетом расходов Гохрана России, связанных с приемом, хранением и выдачей драгоценных металлов и других расходов при реализации драгоценных металлов на внешнем рынке.

Таким образом, необходимо учитывать, что при обнаружении клада, содержащего культурные и археологические ценности, необходимо сообщить и передать найденные предметы в соответствующие государственные структуры. В случае присвоения предметов, содержащихся в кладе, данное деяние может быть рассмотрено как административное правонарушение или преступление.

Ответственность за незаконные археологические работы

  1. 1.     Ведение археологических работ с нарушением порядка, установленного законодательством РФ, т.е. неполучение разрешения, увеличение территории археологических работ, использование технических средств с нарушением порядка их использования и т.п.

«Статья 7.15. Ведение археологических разведок или раскопок без разрешения
Ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом),

- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для разведок или раскопок; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок, а также инструментов и оборудования, использованных для них»

  1. 2.     Присвоение и дальнейшая продажа археологических предметов в нарушение требования о передаче их в Минкульт, сделки с археологическими предметами

«Статья 14.2. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством,

- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой

Статья 175. Уголовного кодекса РФ

«Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем

1. Заранее не обещанные приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем,

- наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

 …наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой или лицом с использованием своего служебного положения,

 - наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового

3. Любые действия, повлекшие уничтожение или повреждение объектов культурного наследия, в том числе и неумышленные, связанные с нарушением порядка проведения работ и т.п. являются преступлением и влекут за собой

«Статья 243. Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры.

1. Уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность,

- наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения,

 - наказываются штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет».

Вопросы эксперту

Вы можете задать вопросы экспертам нашей компании.

x

Ваш запрос отправлен.

Эксперт свяжется с вами в ближайшее время!

Наши контакты