Физические параметры
Отечественные пособия по педиатрии содержат следующие нормы роста и веса детей в 18 месяцев:
- Мальчики: рост - 78,5-86 см, вес - 10,2-13 кг;
- Девушки: рост - 77-84,5 см, вес - 9,8-12,2 кг.
Приведенные цифры являются ориентировочными, а не эталонными. Они необходимы для того, чтобы врач мог оценить общее физическое развитие малыша. Центильные таблицы используются для точного определения соответствия массы тела ребенка его росту и возрасту. Кроме того, учитываются окружность головы и окружность груди.
Режим сна и пробуждения
В 1 год 6 месяцев большинство малышей спят один раз днем по 2-3 часа. Ночной отдых длится в среднем 10-11 часов. Продолжительность одного периода бодрствования увеличивается до 5-6 часов.
Некоторые дети в возрасте полутора лет продолжают спать дважды в сутки по 1-1,5 часа – это нормально. Не нужно кардинально менять распорядок дня ребенка. Стоит подождать, пока он сам будет готов перейти на однодневный отдых.
Если малыш плохо спит ночью и часто просыпается для кормления грудью, его можно научить засыпать самостоятельно под руководством консультанта по сну https://kateforbaby.ru/
Особенности диеты
В 18 месяцев дети едят 4 раза в день. Интервалы между приемами пищи составляют максимум 3,5-4,5 часа. Важно, чтобы малыш завтракал не более чем через 60-90 минут после пробуждения утром. Его ужин не должен быть слишком поздним, минимальный интервал между приемом пищи и отходом ко сну – 1 час.
Желательно, чтобы ребенок ежедневно получал пищу примерно в одно и то же время с небольшими отклонениями. Приблизительный план питания:
- Завтрак – 8:00;
- Обед - 13:00;
- Полдник - 16:00;
- Ужин - 19:00.
Рацион можно варьировать в зависимости от традиционного графика семейных приемов пищи, но увеличивать интервалы между кормлениями не рекомендуется. В 1,5 года гармоничное развитие ребенка зависит не только от сбалансированности блюд в меню, но и от их рационального распределения в течение дня.
Основные правила составления меню:
- Завтрак и ужин должны включать каши. В качестве дополнения к трапезе крохе можно предложить овощное блюдо или кисломолочный (молочный) продукт.
- Обед, который является наиболее питательным приемом пищи, должен состоять из двух блюд и салата из свежих овощей. На первое стоит приготовить борщ или суп, на второе – рыбу или мясо с гарниром из отварных (тушеных, запеченных) овощей.
- Каждый прием пищи можно дополнить сырыми фруктами и овощами. Другой вариант — давать их в качестве закуски.
- Вечером перед сном ребенку следует предложить стакан кефира или подогретого молока.
Физическое и интеллектуальное развитие
В 1,5 года ребенок может многое. Базовые достижения одинаковы для мальчиков и девочек. Физическое развитие позволяет малышу выполнять сложные действия. Основные двигательные навыки:
- Ребенок может ходить не только прямо, но и по кругу, а также обходить препятствия;
- Он реже спотыкается и падает, так как учится смотреть себе под ноги;
- Многие младенцы начинают быстро бегать;
- Малыш умеет приседать;
- Ему удается открыть дверь в комнату;
- Ребенок учится играть с мячом – подбрасывать его в разные стороны;
- Он может подняться по лестнице с боковыми ступеньками, но спуститься по ней без посторонней помощи ему сложно.
В интеллектуальном развитии ребенка в полтора года происходит ощутимый прорыв. Малыш может:
- Карандашом или фломастером нарисуйте овалы, зигзаги, штрихи, прямые линии;
- Собери сортировщик - расставь фигурки с разными очертаниями в соответствующие окошки;
- Найдите предмет, похожий на тот, который взрослый показывает вживую или на картинке;
- Отличить кубик от шара или кирпича;
- Находите одинаковые предметы;
- Показывать вещи по просьбе взрослого;
- Ориентироваться в формах и размерах;
- Соберите пирамидку из 3-4 колец (увидев пример) (рекомендуем прочитать: как научить ребенка собирать пирамидку из колец?).
В возрасте 1 года 6 месяцев игровые действия ребенка значительно усложняются. У него есть способность:
- Замените импровизированные предметы на настоящие;
- Повторять некоторые действия взрослых и сверстников;
- Изобразите «читающую» книгу;
- Используйте один предмет, чтобы добраться до второго;
- Катите игрушку (инвалидную коляску, коляску) перед собой или позади себя.
Бытовые навыки, которыми малыш владеет в 1,5 года, облегчают ежедневный уход за ним. В этом возрасте ребенок:
- Начинает приучать к горшку
- Пьет из чашки, лишь изредка опьяняющей;
- Аккуратно ложкой ест полужидкую пищу;
- Расстраивается, если запачкается.
Речевые навыки
В полтора года у ребенка наблюдается скачок в развитии речи. Он начинает хорошо понимать обращенные к нему фразы, а также произносить новые слова и словосочетания. Малыш осознает значение многих предложений. Он способен показывать части тела по просьбе взрослого, а также выполнять инструкции. Например, вы можете сказать ему «возьми грушу со стола» или «открой коробку» — эти действия он выполнит.
Словарный запас крохи, которым он активно пользуется, составляет около четырех десятков слов. Происходит постепенная замена инфантильных вариантов имен обычными формами: «мяу-мяу» становится «кот». Чтобы развивать речь малыша в правильном направлении, мама и папа должны перестать «лепетать», и говорить с сыном или дочерью на «взрослом» языке. Малыш может подражать родителям, повторяя слова, которые они часто используют.
Развивающие игрушки
Полуторагодовалый ребенок активно впитывает новые впечатления и знания. В этом возрасте целенаправленное обучение невозможно. Развивать навыки малыша можно только в процессе игр, поэтому в распорядок дня необходимо включить множество увлекательных занятий. Для этого стоит обзавестись различными игрушками и подручными средствами.
Игровой развивающий инвентарь, который необходим малышу в 1,5 года:
- Для речи – книжки со стихами, кубики и карточки с изображениями транспорта, фруктов, овощей, животных, деревьев;
- Для сюжетных игр - наборы пластиковых фруктов и овощей, куклы, мебель, аксессуары и одежда для них, детская посуда, фигурки животных;
- Для координации движений – мячи разного диаметра, машинки, каталки, обруч;
- По музыкальным способностям - молоточки, барабан, ксилофон, дудки, детское пианино;
- Для мелкой моторики – шнуровки, игрушки, в которых нужно соединять детали;
- Для расширения кругозора (знания о цветах, формах, свойствах предметов) - пирамидки, матрешки, неваляшки, игрушки-песочницы, сортеры, стаканчики и так далее.
Многое из перечисленного можно сделать самостоятельно, посмотрев видео с инструкцией в глобальной сети. Вы должны привлечь к этому занятию своего ребенка.
(12 оценили на 4,25 из 5) Loading...