Какой должна быть подготовка к школе
Общей для всех детей «подготовки к школе» не существует. За год до школы не лишним будет проконсультироваться с психологом. Необходимо провести комплексный анализ развития ребенка с целью выявления зон риска и определения стратегии подготовительных занятий.
Подготовка к школе должна быть такой, чтобы она подготовила вашего ребенка к школе с учетом индивидуальных особенностей его развития. Программа тренировок должна строиться с учетом его сильных и слабых сторон.
Если вы готовы записать своего ребенка в дошкольную группу, то в первую очередь определите для себя, что нужно вашему ребенку, чего вы ждете от занятий и соответствуют ли ваши потребности тому, что будет происходить на занятиях.
Подготовка к школе не должна заменять 1 класс. Помочь адаптироваться к условиям и правилам школы – настоящая задача подготовительных классов, которые создаются при школах. Это не имеет ничего общего с обучением дошкольников по школьной программе.
Стремление превратить дошкольные группы в мини-первоклассники приводит к тому, что по статистике более 70% детей, обучавшихся в дошкольной гимназии, не хотят идти в школу.
Это не должен быть интенсивный, ускоренный курс, так называемая «экспресс-тренировка». Чем объясняется искусственное ускорение развития или обучения? Вследствие мобилизации всех ресурсов детского организма, что может привести к умственному и физическому истощению, нервному срыву. Особенно негативная интенсивность любого рода действует на медлительных детей.
Избегайте перегрузок! Оптимальной нагрузкой для дошкольника являются занятия в группе подготовки к школе 2 раза в неделю по полтора-два часа, желательно в утренние часы. К сожалению, занятия не всегда проходят рядом с домом, очень часто – во второй половине дня. Если ребенок к их началу уже устал, то пользы от таких занятий немного. Занятия дома можно проводить каждый день, их продолжительность не должна превышать 20-30 минут, и они должны носить систематический характер.
Администрация дошкольных гимназий часто старается привлечь родителей большим разнообразием занятий, общая продолжительность которых при этом увеличивается до трех и более часов. Это много. При этом у родителей должно быть право выбора, какие занятия посещать, а от каких отказаться.
С кем и где работать?
В детском клубе? Наедине с учителем? В подготовительных группах в школе?
Дело не в помещении, а в специалистах, которые будут делать свою работу в любом учреждении.
«Плюсы» занятий в группах в школе – это возможность увидеть школу и ее будни, так сказать, изнутри, возможность познакомиться с будущим учителем, а ребенку привыкнуть к среда. Это особенно важно для подавляющего большинства детей домохозяйств, не посещавших детский сад.
Желание многих родителей заниматься с ребенком индивидуально не всегда оправдано.
Ведь при индивидуальном занятии все внимание учителя направлено на одного ребенка. Но при этом ребенок напряжен, так как должен находиться в состоянии постоянного внимания, а это очень тяжело.
На основании многолетней практики вижу, что занятия в небольшой группе (4-5 человек) намного продуктивнее. При таком количестве детей моего внимания хватает на всех, я всех вижу и всем вовремя могу помочь. С другой стороны, мое внимание распределяется равномерно, и дети чувствуют себя менее напряженными, учатся сотрудничать, слышать друг друга, что также является одной из составляющих готовности к школе.
Если есть возможность и необходимость, можно совмещать групповые занятия с индивидуальными занятиями.
Учить или нет?
Вы заметили, что когда я говорю о готовности к школе, я не говорю об обучении дошкольника, например, чтению? Нужно ли этому учить?
На этот вопрос не может быть однозначного ответа.
Я далек от того, чтобы сказать, что детей нельзя научить читать до школы. Неплохо, если ребенок умеет читать до школы. Важно лишь, какой ценой ему дано это умение. Было ли это желание самого ребенка или желание родителей «не ударить в грязь лицом»?
Типичная ошибка родителей состоит именно в том, что они начинают обучать ребенка чтению (или другим элементам школьной программы) по собственному волевому решению, без учета уровня его развития.
Когда любознательный, подвижный ребенок с развитым мышлением и речью тянется к обучению чтению или очень интересуется цифрами, счетом, то, конечно, необходимо поддерживать его интерес, помогать ему учиться. Тренировки в этом случае будут вполне уместны.
Но если за эту работу берутся родители, то они должны обладать определенными знаниями методики обучения и должны быть уверены, что у ребенка сформируется нужный навык. Если такой уверенности нет, лучше обратиться к специалистам.
Бывает, что ребенок не созрел, не готов и, соответственно, не стремится к этим школьным навыкам. В этом случае искусственное обучение было бы насилием.
Как бы подготовка ни
В нашей обычной домашней жизни есть много вещей, которые по праву можно считать подготовкой к школе и которые органично вписываются в жизнь любой семьи.
Ходьба, катание на коньках, лыжах, плавание – все, что укрепляет здоровье, очень важно для будущей школьной жизни ребенка. Поощрять занятия, развивающие мышление, воображение, моторику: рисование, лепка, конструирование, вышивание.
Лучший способ развития речи, внимания, воображения, памяти – это чтение ребенку книг. Читайте каждый день, читайте, даже если ваш ребенок уже умеет читать. Ваше чтение не заменит ни просмотр мультфильмов, ни прослушивание кассет.
Сотрудничайте с ребенком, не отказывайте ему в помощи во взрослых делах: от ремонта крана до приготовления пельменей. Будьте готовы помочь себе в случае необходимости.
Играйте в игры с четкими правилами.
Обратите особое внимание на желание ребенка узнавать новое, умение общаться и находить общий язык с детьми и взрослыми, умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.
Не только о "высоком"
Есть такая важная составляющая подготовки к школе, о которой не всегда вспоминают. Это повседневная самостоятельность и навыки самообслуживания, они понадобятся в школе с первого дня.
Нельзя забывать, что школа – это не только обучение, это еще и нахождение в ней.
Уметь одеваться и раздеваться в школьной раздевалке, не теряя шарфов и варежек, с учетом пуговиц и шнурков; переодеваться на уроках физкультуры; знать назначение платка, пользоваться общественным туалетом; завтракать и убирать за собой посуду в школьной столовой; сложите портфолио, быстро достаньте из портфолио то, что вам нужно; вовремя ложиться спать и без усилий вставать и т. д.
Эта категория умений на первых этапах пребывания в школе представляется гораздо более значимой, чем все, что уже было сказано. И этому не учат в специальных классах — только в семье.
Если такие навыки не сформированы, то начало школьной жизни ребенка будет очень тяжелым.
Нужна ли родителям «подготовка к школе» для детей?
Как детям нужно примерить на себя роль ученика, так и родителям нужно подготовиться к роли родителей первоклассника.
Если ребенок идет на «подготовку к школе», внимательные и наблюдательные родители могут увидеть и узнать много интересного и полезного о своем ребенке.
Адаптация в группе сверстников, желание учиться, принятие (отказ) ребенком от роли ученика, отношение к учителю, организаторские, практические навыки - практически все трудности можно спроецировать на начало будущей школьной жизни. Их можно исправить заранее.
Советуем прочитать:
|