paradigmaconsult.ru
Главная »

Дипфейки: как трансформируется авторское право на контент

Авторские и смежные права

Аудиофейки: есть ли авторские права на голос?

Глубокие подделки голоса — самая большая проблема, потому что голос человека не является объектом права собственности ни в одной стране мира, если только имя человека не зарегистрировано в качестве коммерческого бренда.

Однако в 2020 году был создан прецедент. YouTube-канал Vocal Synthesis делает юмористические дипфейки, используя голоса политиков и знаменитостей. Команда канала с юмором разместила несколько сгенерированных рэп-записей американской рэп-звезды Jay-Z без коммерческой выгоды, четко обозначив все видео как синтез речи.

Однако концертная компания RocNation, которой владеет Jay-Z, подала иск о нарушении авторских прав. Организация выдвинула требование удалить видео, где, по их мнению, незаконно использовался ИИ для имитации голоса музыканта.

Только два из четырех клипов Jay-Z были удалены — получившийся аудиопродукт был признан производным произведением, не имеющим ничего общего ни с одной из песен рэпера. В США не каждое коммерческое использование чужого голоса является нарушением закона.

В марте 2019 года в Великобритании произошел инцидент с аудиофейком — программное обеспечение искусственного интеллекта использовалось для имитации голоса исполнительного директора британской энергетической компании и указания сотруднику этой компании перевести 220 000 евро третьим лицам. Сотрудник подумал, что разговаривает по телефону со своим начальником, и отправил деньги мошенникам. Следователи не установили подозреваемых.

Защита авторских прав источников дипфейков

Основная проблема с дипфейками заключается в том, что ни в одной стране мира еще не создана законодательная практика, которая могла бы повлиять как на создателей дипфейков, так и на процедуру их удаления. Закон об авторском праве может действовать как эффективное средство регулирования дипфейков, но для этого его необходимо улучшить. Открытым также остается вопрос защиты прав умерших (например, киноактеров) в отношении использования их голоса и изображения.

  • Российское законодательство

Вероятно, в российском законодательстве дипфейки следует рассматривать через призму производного произведения, в котором использование исходного произведения без согласия его правообладателя было бы незаконным.

Если рассматривать право авторства на дипфейк как результат интеллектуальной деятельности, созданной программой, то по российскому законодательству автором может быть только гражданин, творческим трудом которого создан этот результат (ст. 1228 ГК РФ). Федерация). А правообладателем может быть только физическое или юридическое лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (ст. 1229 ГК РФ). Таким образом, за любой машиной должно стоять физическое или юридическое лицо, иначе объект авторского права не будет создан.

  • Политика в социальных сетях

Технологии улучшения дипфейков развиваются быстрее, чем законы в этой сфере. Американские Twitter, Facebook и китайский TikTok разными способами пытались самостоятельно регулировать распространение дипфейков

Twitter ввел правила в отношении дипфейков и манипулирования СМИ, которые в основном касаются пометки твитов и предупреждения пользователей об измененных новостях, а не их удаления. По заявлению компании, твиты, содержащие фальсифицированные или неточные материалы, будут удаляться только в том случае, если они могут причинить вред. Определение вреда также включает любую угрозу неприкосновенности частной жизни или праву отдельного лица или группы лиц на свободное выражение своего мнения. Это означает, что политика распространяется на домогательства, преследование, подавление или запугивание избирателей, а также на контент, содержащий фразы, предназначенные для того, чтобы заставить кого-то замолчать.

В начале 2020 года Facebook объявил о политике удаления дипфейков. Посты будут удаляться, если они соответствуют следующим критериям:

  • Контент был отредактирован или синтезирован (кроме улучшения четкости или качества) таким образом, который не очевиден для обычного человека и может ввести кого-то в заблуждение, заставив думать, что субъект видео сказал слова, которые он на самом деле не говорил;
  • Продукт искусственного интеллекта или машинного обучения, который объединяет, заменяет или накладывает контент на видео, делая его похожим на аутентичный.

ТИК Так. Новая политика TikTok запрещает любой синтетический или манипулятивный контент, который вводит пользователей в заблуждение, искажает правду о событиях и причиняет вред. Политика не столько запрещает конкретную технологию, основанную на искусственном интеллекте, сколько препятствует использованию любых вводящих в заблуждение видео для очернения политических оппонентов в Интернете.

Главной проблемой для социальных сетей стало отсутствие технологий для обнаружения дипфейков. В 2019 году Facebook вместе с Microsoft и другими партнерами запустили The Deepfake Detection Challenge. Наиболее удачной оказалась модель белорусского разработчика Селима Сефербекова. Он достиг точности 65,18% на тестовых наборах данных. На третьем месте модель российской компании NTechLab.

Технологические лидеры — «Яндекс», TikTok, Microsoft, IBM, «Лаборатория Касперского», Reface, FaceApp, Ntechlab и другие — отказались комментировать РБК тренды дипфейков и авторских прав.


Подписывайтесь также на Telegram-канал RBC Trends и будьте в курсе актуальных трендов и прогнозов о будущем технологий, экономики, образования и инноваций.

Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное