Какие документы должен иметь владелец
Право собственности определяется тем, что у вас есть документ, подтверждающий право собственности на недвижимость – земельный участок.
На руках должны быть следующие документы:
- Свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРН;
- Решение местных органов власти;
- Декрет или свидетельство о праве на наследство;
- Решение суда.
Земля должна иметь кадастровый номер. Но, если земельный участок имеет кадастровый номер, то это не значит, что он находится в собственности. С этим фактом можно ознакомиться в выписке из ЕГРН, которую вы можете заказать на нашем сайте.
В выписке из ЕГРН проверьте статус сайта. Если написано «временно», то нужно торопиться, чтобы участок не сняли с кадастрового учета!
Купля-продажа земельного участка по расписке
В девяностые годы земельные участки передавались людям в собственность или пользование. Им выдали членские билеты. Чтобы продать участок, продавец «передавал его в собственность» покупателю, выписав расписку. Покупатель перечислил деньги. Таким образом, сделка была завершена. Но это не сделка купли-продажи, оформленная в соответствии с действующим законодательством.
Продать участок на основании расписки было невозможно. Сделку нужно было зарегистрировать. Многие люди считают, что с распиской они являются собственниками земли. Но на самом деле должен быть документ, подтверждающий право собственности. Квитанция таким документом не является. А все беды всплывают, когда встает вопрос о его продаже.
Для оформления права собственности на земельный участок, купленный по расписке, необходимо:
- Найти продавца, заключить с ним нормальный договор купли-продажи и зарегистрировать право собственности в Росреестре.
- Если продавец умер, нужно искать его наследников и пытаться договориться с ними.
- При невозможности найти кого-либо следует обратиться в суд с исковым заявлением «о признании права собственности на земельный участок». И путем судебных расследований выяснить, кто на сегодняшний день является законным собственником или его нет в живых. Это довольно длительный процесс. И не факт, что решение суда будет в вашу пользу.
Земельный участок из 90-х
В 1990-е годы земля была предоставлена в собственность и пользование. И тут есть 2 варианта:
- Есть указ о предоставлении земли в собственность, где указаны ФИО людей и номера участков, их площадь. Это решение может быть у председателя СНТ или в администрации.
- Документов о переходе права собственности или пользования нет, но может быть на руках членская книжка. У председателя нет документов.
Как зарегистрировать земельный участок
1. Собрать пакет документов:
- Общий план садового товарищества, на котором изображен ваш участок;
- Документы на отвод земли;
- Членская книжка;
- Решение о принятии в члены товарищества;
- Схема с координатами границ участка.
2. Обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о передаче данного земельного участка в вашу собственность. Через 30 дней вы получите официальный ответ.
3. Обратитесь в кадастровую компанию. Они готовят межевой план и представляют его в Росреестр. Или сами берете у них диск с планом и несете в МФЦ.
4. После проверки межевого плана в Росреестре вы получаете выписку из ЕГРН.
Два случая, когда можно оформить земельный участок в собственность
- У вас есть членская книжка, постановление о предоставлении земельного участка в собственность. У вас давно есть земельный участок, вы состоите в товариществе и регулярно платите членские взносы.
- У вас есть членская книжка, квитанция о получении денег, подписанный договор купли-продажи, но вы не зарегистрированы.
В первом случае все достаточно просто: нужно обратиться в Росреестр (можно в МФЦ), оплатить госпошлину и подать документы на регистрацию.
Во втором случае ситуация сложная:
- Вам нужно искать человека, который продал вам этот сайт. Если продавец умер, то нужно искать его родственника-наследника.
- Одним из неприятных моментов может быть то, что в товариществе нет председателя или он не хочет подписывать документы или у председателя нет документов на СНТ. А председателю нужно будет подписать ряд документов. Если он не состоит в товариществе или не хочет подписывать документы, то в этом случае ему придется обращаться в суд.
- Если у председателя нет документов на СНТ, нужно будет поискать архивы в Управлении или обратиться в Росреестр за копией межевого плана участка, где будет информация о СНТ.
Сроки оформления земельного участка в собственность в среднем 6-10 месяцев.
Дело о мошенничестве
Часто в садоводческих товариществах встречается, что земельные участки заброшены и на них нет никого как собственника. Такие земельные участки недобросовестные председатели-мошенники оформляют на подставных лиц и продают. А мошенническая схема всплывает, когда появляется человек, который на законных основаниях владеет этим сайтом (настоящий владелец), но на нем не фигурировал. И он вполне может вернуть свою землю через суд.