paradigmaconsult.ru
Главная »

Как подтвердить право на фирменное наименование - Народный Советник

Административное право

Название бренда и выбор

Фирменное наименование (далее также наименование, наименование) является обязательным атрибутом индивидуализации для коммерческих организаций. Он состоит из двух частей:

  1. Указания на организационно-правовую форму.
  2. Настоящее название компании. В то же время он не может состоять только из указания вида деятельности (например, нельзя назвать организацию «Стоматологическая клиника»).

Наименование выбирают учредители самостоятельно, однако перед принятием окончательного решения, во избежание повторения, проверьте выбранное наименование через сервис официального сайта ФНС РФ «Проверь себя и контрагента» (https://egrul.nalog.ru/):

  1. В критериях поиска нажмите на вкладку «Юридическое лицо» и выберите поиск по наименованию юридического лица. лица.
  2. Далее в поле «Имя» введите выбранное имя.
  3. Далее укажите регион в поле «Регион расположения». Если вам нужно проверить всю территорию РФ, не стоит выбирать какой-либо регион расположения.
  4. Затем введите проверочный код (цифры с картинки) и нажмите кнопку «Найти».

С какого момента юридическое лицо приобретает право на охрану фирменного наименования?

После того, как участники организации (акционеры и др.) определятся с наименованием компании:

  • Наименование утверждается решением общего собрания;
  • Включить его в учредительный документ (устав);
  • Подготовить и подать пакет документов для государственной регистрации в налоговый (регистрационный) орган.

Таким образом, легализация фирменного наименования является одним из элементов государственной регистрации факта создания общества или внесения изменений в учредительные документы (в части нового наименования). С момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ предприятие имеет право на фирменное наименование и его защиту. Соответственно, он прекращается с момента исключения наименования из реестра в связи с ликвидацией самой организации или изменением наименования.

Никаких других действий для юридического закрепления фирменного наименования не требуется, других реестров (списков) фирменных наименований не существует. Если фирменное наименование включено в коммерческое обозначение или товарный знак, то защита фирменных наименований осуществляется независимо от регистрации организации в государственном реестре.

Правовая защита фирменного наименования в судебном порядке

Как уже было сказано, закон не запрещает регистрацию нескольких компаний с одинаковыми названиями. При этом закреплена возможность защиты права на фирменное наименование (п. 4 ст. 1474 ГК РФ). Эта привилегия предоставляется при соблюдении трех условий:

  1. Имена совпадают или сходны до степени смешения. Обращаем ваше внимание, что различие в организационно-правовой форме не исключает нарушений (п. 17 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.12.2007 № 122).
  2. Нарушитель осуществляет свою деятельность на той же территории.
  3. Защитивший свое имя зарегистрировал его первым (вне зависимости от того, кто начал фактическую деятельность раньше).

Споры о наименованиях рассматриваются в арбитражных судах в порядке искового производства (п. 58.6 постановления Пленумов ВСРФ и ВСРФ № 5/29 «Некоторые вопросы…» от 26.03.2009). Истцом может выступать только правообладатель. Досудебных процедур по данной категории заявлений не существует.

В качестве меры ответственности может быть выдвинуто одно из двух требований:

  • Прекращение использования имени;
  • Изменение имени.

Кроме того, в любом случае лицо, чье право на торговое наименование нарушено, также может потребовать возмещения убытков, как возмещения убытков, так и упущенной выгоды.

Документ, удостоверяющий имущественные права на фирменное наименование

Для начала необходимо разобраться, каково содержание прав владельца фирменного наименования. В силу пунктов 1, 2 статьи 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации общество вправе использовать свое наименование различными законными способами:

  • Указывать в рекламе;
  • Входить в официальные формы;
  • Включить в товарные знаки;
  • Аффикс на созданные товары и т.д.

При этом организация не вправе распоряжаться своим наименованием (например, продавать или отдавать в пользование). Такой запрет вытекает из сути рассматриваемого понятия, поскольку фирменное наименование является способом индивидуализации конкретного предприятия.

Поскольку наименование компании является частью сведений о ней в ЕГРЮЛ, подтвердить свое право на фирменное наименование можно:

  • Лист записи в ЕГРЮЛ;
  • Выписка из ЕГРЮЛ.

Срок действия выписки зависит от того, какие требования к ней выдвигает запрашивающая организация. Однако если рассматривать этот показатель в связи со сроками внесения изменений в ЕГРЮЛ (5 рабочих дней), то можно сделать вывод, что он не может превышать 7 календарных дней.

***

Итак, защита фирменного наименования начинается с момента его внесения в ЕГРЮЛ и заканчивается с момента его исключения из указанного реестра. Закон предусматривает охрану исключительного права на имя от копирования его полностью или частично. В этом случае нарушитель не только прекращает дальнейшее использование чужого фирменного наименования, но и возмещает убытки.

Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное