Нужно ли включать закупки до 100 тыс. руб. в планы закупок по 223-ФЗ с 01.01.2015? Если нет, то что делать, если в нашем учреждении все покупки на сумму от 223 до 100 тыс. руб. Отражаю в отчетах, но не понимаю, что делать с планом закупок. И я так понимаю график по этому закону не нужен?
По 223-ФЗ нужен только план закупок. График не нужен.
Если у вас в Положении о закупках прописано, что вы не указываете закупки до 100 тысяч, то вы не указываете, а только сдаете отчеты.
Если вы этого не прописали, то пропишите, иначе придется составлять план.
* Пунктуация и орфография авторов сохранены.
Правовое регулирование
Ведомственный контроль осуществляется на основании положений 223-ФЗ и других законодательных норм. На основании ст. 6.1 223-ФЗ порядок ведомственного контроля определяется в принятых постановлениях Правительства, федеральных, региональных и муниципальных законах.
Во исполнение положений 223-ФЗ в 2019 году Минфин разработал новое положение о ведомственном контроле. Минфин после утверждения порядка проверяет подведомственные ему учреждения на соблюдение норм 223-ФЗ о закупках и контролирует, насколько полно заказчики соблюдают требования 223-ФЗ и подзаконных актов. Приказ № 282н от 2018 года, регулирующий порядок ведомственного контроля, вступил в силу в феврале 2019 года.
Может ли уполномоченный орган осуществлять контроль в сфере закупок одновременно и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ?
Согласно ст. 6 Закона № 223-ФЗ контроль за соблюдением требований вышеуказанного закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Контрольные органы прямо не упоминаются в тексте Закона № 223-ФЗ.
Из анализа других законов следует, что контроль осуществляется органами, на которые возложены эти функции исполнительными органами государства или местного самоуправления.
Таким образом, конкретный орган может осуществлять оба вида контроля в соответствии со статьей 99 44-ФЗ и 223 ФЗ. Но в разных регионах и муниципалитетах по-разному.
* Пунктуация и орфография авторов сохранены.
Кто осуществляет ведомственный контроль в сфере закупок
Ведомственный контроль – одна из форм контроля, которая осуществляется контролерами, помимо проверок со стороны ФАС, Счетной палаты и прокуратуры.
По правилам, указанным в ст. 6.1 223-ФЗ ведомственный контроль осуществляют:
- Федеральные органы исполнительной власти;
- Органы государственной власти субъектов Российской Федерации (региональные органы власти);
- Муниципальные власти (местные органы власти);
- Собственники имущества унитарных предприятий;
- Уполномоченные исполнительные органы.
В ходе ведомственного контроля проверяется соблюдение норм 223-ФЗ, а также другие показатели (например, сведения об общей стоимости заключенных договоров и их количестве).
Федеральные и муниципальные бюджетные и автономные учреждения, унитарные предприятия проверяются органами, в ведении которых находятся такие учреждения. В перечень заказчиков, которые могут стать объектами проверок, не могут быть включены все лица, перечисленные в ч. 2 ст. № 1 223-ФЗ, а также следующие категории клиентов:
- Бюджетные учреждения согласно п. 4 ч. 2 ст. 1 223-ФЗ.
- Автономные учреждения согласно п. 1 ч. 2 ст. 1 223-ФЗ.
- Государственные и муниципальные предприятия по пунктам 5-6 части 2 ст. 1 223-ФЗ.
На иные категории клиентов не распространяется нововведение, утвержденное Минфином приказом № 282н от 2018 года.
Порядок реализации
Ведомственный контроль в отношении клиентов может осуществляться в форме:
- Документарная (камеральная) проверка.
- Выездной осмотр (на территории учреждения заказчика).
До начала проверочных мероприятий Минфин определяет:
- Список объектов, подлежащих проверке;
- Вид проверки и сроки ее проведения;
- Срок, за который будет проверяться деятельность учреждения;
- Состав ведомственной комиссии (в нее не должны входить сотрудники со стороны заказчика).
Все объекты проверки следует разделить на определенные категории риска с учетом следующих параметров:
- Вероятность несоблюдения заказчиком обязательных требований.
- Информация о количестве и общей стоимости заключенных договоров.
- Сведения об общей стоимости договоров, сведения о которых не включены в реестр по результатам закупки по ч. 3 ст. 4.1 223-ФЗ.
Положение о ведомственном контроле по 223-ФЗ утверждается непосредственно органами ведомственного контроля. В нем содержится подробная инструкция по осмотру. Регламент включает в себя:
- Основания и порядок организации проверки;
- Сроки и предмет проверки;
- Правила формирования ревизионной комиссии;
- Порядок формирования итоговых актов;
- Критерии отнесения клиента к группе риска;
- Алгоритм действий комиссии при выявлении признаков административного или уголовного правонарушения;
- Порядок использования данных ЕИС;
- Список запрашиваемых документов и информации и т.д.
Алгоритм проведения
Перед началом проверки комиссия формирует приказ о ведомственном контроле. В нем указывается наименование заказчика, временной интервал проверки, состав ревизионной комиссии.
Порядок проведения ведомственного контроля осуществляется по следующему алгоритму:
- За 10 рабочих дней до начала проверки Министерство направляет уведомление заказчику, работающему по 223-ФЗ. В нем указываются общие сведения (сроки проведения проверки, вид проверки, состав комиссии и др.), а уведомление содержит официальный запрос документации и сведения об условиях проведения выездной проверки.
- Фактическая проверка происходит в течение 15 дней (максимум). Сроки ведомственного контроля зависят от количества выявленных нарушений, общей стоимости заключенных договоров, группы риска заказчика и других факторов. Министр финансов имеет право продлить процедуру и только единовременно (то есть сроки проверки не более 30 дней). В ходе проверки комиссия запрашивает документацию, берет письменные и устные объяснения от сотрудников заказчика, производит фото- и видеосъемку, выезжает на предприятие заказчика.
- По результатам проверки аудиторы в течение 10 рабочих дней должны подготовить итоговый акт. Копия направляется объекту проверки в течение 10 дней со дня подписания акта всеми членами комиссии.
- После получения акта о результатах проверки руководитель подведомственного учреждения должен направить по нему свои возражения и замечания, если таковые имеются. На это у него есть не более 5 дней.
- Комиссия разрабатывает план по устранению выявленных нарушений.
Минфин хранит результаты подведомственного контроля не менее 3 лет.
Акт по результатам: что в нем указано
Акт по результатам ведомственного контроля в рамках 223-ФЗ имеет схожую структуру с актами, подготовленными ФАС по результатам проверки. Акт содержит следующую информацию:
- Номер акта.
- Документ, ставший основанием для проведения проверки (реквизиты приказа о начале проверки).
- Объект проверки (наименование и реквизиты заказчика по 223-ФЗ).
- Предмет проверки (на соответствие каким правовым нормам проверялся заказчик).
- Проанализирована документация.
- Выявленные нарушения.
- Выводы комиссии.
- Дата приготовления.
- Подписи членов ведомственной контрольной комиссии.
Что нужно учитывать заказчику
Для прохождения ведомственного контроля заказчики должны были привести действующее Положение о закупках до 2019 года в соответствие с новыми требованиями законодательства (с учетом ФЗ-505 от 2017 года).
В ходе аудита может быть проанализирована закупочная документация. Например, покупателю запрещено указывать товарный знак и страну производства при описании предмета покупки.
Также можно проверить, соблюдает ли заказчик требование о размещении информации в ЕИС по результатам закупки. Но есть определенные исключения: клиенты имеют право не публиковать здесь данные о покупке финансовых услуг, брокерских услуг, договоров о передаче прав на недвижимость и т.д.
Таким образом, ведомственный контроль по 223-ФЗ осуществляется в отношении государственных учреждений на федеральном уровне. Мероприятия по контролю осуществляются органами, являющимися учредителями государственных учреждений и обладающими правами собственника имущества ФГУП.