paradigmaconsult.ru
Главная »

Можно ли избежать наказания за ДТП с пешеходом и как защитить свои права? | БанкиСегодня

Автомобильное право

Что говорят правила дорожного движения?

Правила дорожного движения усиливали дуализм. Согласно пункту 10.1 ПДД, при возникновении опасности водитель должен снизить скорость, вплоть до полной остановки, во избежание аварии. При приближении к пешеходному переходу необходимо двигаться так, чтобы сразу остановиться - в случае чего. Если машина тормозит в том же направлении, вам тоже нужно притормозить.

Но у пешеходов также есть много обязанностей, перечисленных в главе 4 ПДД. Они должны передвигаться по тротуарам или обочинам дорог, иметь объекты со световозвращающими элементами. На нерегулируемом пешеходном переходе перед началом движения необходимо убедиться в безопасности маневра. Да и вообще участники дорожного движения должны быть взаимно вежливы.

Водители не тормозят перед переходами, пешеходы не оглядываются — счет 1:1. Но нас интересует не общая вежливость, а конкретные ситуации, когда есть риск потерять свободу и крупную сумму денег. Важно понять, как работает машина правосудия, чтобы попытаться склонить ее на свою сторону.

В 2019 году на дорогах России погибло более 16,9 тыс. человек. Около 4,9 тыс. пострадавших — пешеходы. Для сравнения, менее чем за 10 лет войны в Афганистане там погиб 15 051 солдат и офицеров Советского Союза. То есть дорога ежегодно приносит больше жертв, чем 10-летний кровавый конфликт на Ближнем Востоке.

Кто ответит за наезд на пешехода?

ДТП, как правило, связано с контактом человека с транспортным средством. Но если маневр пешехода вынудил водителя в кювет, это тоже ДТП. В этой ситуации потерпевший вправе задержать нарушителя (если он в состоянии), потребовать привлечения его к ответственности. Но чаще именно машины сбивают пешеходов, а не последние провоцируют съезд в кювет.

Ситуации можно разделить на две большие группы:

  • Пешеход вдруг бросается под колеса. Здесь шансы доказать невиновность составляют 50 на 50, вычисляется момент возникновения опасности и устанавливается, удалось ли предотвратить аварию.
  • Водитель видит пешехода, переходящего дорогу в неположенном месте, но не снижает скорость перед столкновением. Такая авария обязательно повлечет за собой вину автомобилиста. Ведь в случае опасности он должен тормозить, а не двигаться.

В интересах водителя не говорить, что он наблюдал за пешеходом в течение длительного периода времени до столкновения. Однако редкая авария обходится без свидетелей, поэтому откровенно агрессивный стиль вождения будет ими замечен и отмечен. Сразу после аварии составляется подробная схема происшествия.

Важны разные детали:

  1. Окончательное расположение транспортных средств;
  2. Состояние проезжей части;
  3. Наличие или отсутствие дорожных знаков;
  4. Тормозные пути.

Чего категорически нельзя делать, так это покидать место происшествия. Ведь если водитель уедет, восстановить эту картинку будет сложнее. Но даже если она останется, следует быть осторожным: не двигать предметы, не обгонять машину, ставить знак аварийной остановки.

Водителю следует взять контакты свидетелей, которые могут подтвердить, что аварию спровоцировал сам пешеход. Ну, вызовите скорую, конечно.

Практика: как часто водители страдают от «педашества»

Возможность ДТП с тяжкими последствиями для лица, управляющего транспортным средством, закреплена в статье 264 УК РФ. Все зависит от последствий и обстоятельств: были причинены телесные повреждения или смерть, был ли водитель трезвым или нетрезвым, сколько человек пострадало в ДТП. Кстати, оставление места ДТП приравнивается к вождению в нетрезвом виде.

В худшем случае, если один пешеход погиб, а водитель скрылся с места ДТП или был пьян, ему грозит до 12 лет лишения свободы, если двое пешеходов – до 15 лет. Тут уместно будет напомнить, что за умышленное убийство дают меньше, но это норма закона. Если пешеход получил более легкое телесное повреждение, речь идет об административной ответственности.

Важный! Начало процесса не означает, что водитель признан виновным. Привлечь его к уголовной или административной ответственности можно только при наличии состава преступления или правонарушения.

Показательно кассационное определение от 20 августа 2020 года, которое мне попалось при подготовке статьи. Обстоятельства дела: осужденный М. двигался по дороге и нанес пешеходу тяжкие телесные повреждения. Одним из ключевых доказательств вины стал первичный протокол осмотра места происшествия. При этом М. не отказался от участия в экспертизе, дал показания против самого себя, а также не пригласил адвоката.

На одних и тех же доказательствах вынесены сотни приговоров (учитывая, что в год на дорогах гибнет почти 5000 пешеходов). Органам предварительного следствия и суду легче признать лицо виновным, чем исходить из противоположного. Это и плохо, и хорошо одновременно: так работает система, с этим придется считаться.

Руководство: что делать, чтобы доказать невиновность

Мой первый совет — скрыть отснятый видеорегистратор. Она способна как помочь водителю, так и «утопить» его. Гражданин вправе принимать любые меры для самообороны. К ним относится ведение записей, которые вы можете сначала просмотреть у своего адвоката. Если информация будет изъята сотрудником ГИБДД или следователем, она обязательно будет изучена.

Второй совет – немедленно обратиться за помощью к юристу. И это должен быть юрист, специализирующийся на автомобильных авариях. Слишком много нюансов и мелочей, юрист «общей практики» может усугубить положение клиента. Яркий пример — Эльман Пашаев, защитивший Ефремова в резонансной аварии. Судя по его линии защиты и поведению в процессе, он вообще плохо знаком со спецификой автомобильных аварий.

Третий совет – не давать никаких показаний на месте происшествия. Помните, что человек имеет право не свидетельствовать против самого себя. Мало того, что вы можете сказать лишнее, так еще и следователь способен все это неправильно понять. Ситуацию нужно тщательно обдумать, и только потом выстраивать линию обороны.

Резюме: есть ли шанс спастись от «педахидов»?

Так, только полный отказ от личного транспорта может гарантировать отсутствие ДТП. Это невозможно для большинства людей, которые не представляют себя без движения. Всегда нужно быть готовым к такой неприятности, как ДТП с пешеходом, не дорожащим собственной жизнью. Действенный шаг для водителя — притормозить, как только он увидит неадекватное поведение на дороге.

Если произошла авария, следует взять себя в руки и действовать. Да, нужно оставаться человеком: не покидать место ДТП, вызывать скорую помощь и полицию. Но вы также должны позаботиться о своей безопасности: сохранить видеорегистратор, не давать показаний против себя и не копать себе могилу раньше времени. Дорога - дело случая, так что пусть он будет на вашей стороне.

Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное