paradigmaconsult.ru
Главная »

Ненавижу школу: советы, что делать ребенку и родителям

Образование

Почему дети ненавидят школу?

Ненависть к школе на формальном уровне беспокоит учителей, беспокоит с точки зрения успеваемости родителей, но это главная беда для ребенка. Если ты ненавидишь школу и одноклассников, то каждый день превращается в мучение, становится не похоже на интересное времяпрепровождение и развитие, а на служение долгу, когда вокруг враги. Обучение в таком пространстве невозможно, поскольку все внимание сосредоточено на поддержании социальных функций или хотя бы противодействии атакам, при этом неудовлетворенность процессом обучения нарастает и чем дольше оно длится, тем сильнее нарастает аффект.

Если есть возможность признаться себе в том, что я ненавижу ходить в школу, и эти чувства вполне нормальны, то можно что-то делать дальше - искать причины, говорить о переходе на другой вид обучения. Поиск основных причин ненависти поможет ребенку как-то их скорректировать, а педагогам окончательно разработать новую модель обучения и взаимодействия, ориентированную на современного подростка и его потребности, с учетом степени развития познавательных способностей и технологических возможностей. .

Почему дети ненавидят школу?

Полный психологический коллапс - это школы, где еще сохранился стиль воспитания и взаимодействия Советского Союза. Адская нивелировка, и не в плане равноправия и уважения, а превращения уникальных детей в серую массу. В таких школах могут быть бессмысленные правила (девочки с распущенными волосами не могут покупать себе еду в столовой), строгая дисциплина (беспрекословное выполнение даже глупых указаний старших), унижение (выговоры, отчисления за проступки перед всем классом). , ультимативные вопросы, заданные тоном допрашивающего следователя). Когда главной потребностью ребенка и подростка является возможность поиска своих интересов, жизненных смыслов, построения целей, самовыражения - такая школа лишает их этого, запихивая в одну форму, одни требования и недостаток личного подхода. В этой версии ненависть к школе – это не прихоть или нежелание адаптироваться, жить в социуме, а естественная реакция психики на давление среды и запрет на развитие.

Техническая причина неудовлетворенности учащихся и частого высказывания «ненавижу школу» кроется в плохой оснащенности – когда каждый из них почти год легко управляется с планшетами и сложными компьютерными программами, а потом приходит в класс, где от наглядной моделей есть только доска и монотонный голос учителя, то мозг начинает искать дополнительные стимулы.

За несколько минут, играя в развивающие игры и просто пролистывая социальную ленту, ребенок получает больше опыта и разнообразных знаний, чем за целый день, проведенный в классе. Учителя не могут передать информацию в нужной форме, потому что их интеллектуальные способности, навыки оперирования полученными знаниями находятся на совершенно другом уровне. Банально, но раньше требовалось многое запоминать, ведь источник знаний мог быть только в библиотеке. Теперь для этого достаточно открыть Google — память освобождается, работать с данными становится проще и быстрее.

Старая гвардия учителей продолжает объяснять и пересказывать, вместо того чтобы учить думать и анализировать. Двухмесячная школьная программа, где дети засыпают на уроках или вынуждены зубрить учебник, выпущенный шестнадцать лет назад, хорошо вписывается в несколько увлекательных шоу на YouTube. Время экономится, обучение наглядное и интересное, а процесс получения знаний действительно выше. То, что дети рассказывают в школе, вылетает из их головы после сдачи экзаменов.

Меняются не только дети, но и родители — случаев чрезмерной опеки становится больше. Ребенка привозят и забирают из школы, бывают случаи, когда родители сидят в классе или приходят на перемену. В результате, когда в средних классах возникает необходимость самостоятельно решать социальные или учебные задачи, ребенок не готов. На самом деле виноват не ребенок, а именно он чувствует себя брошенным в невероятно сложных условиях, которые не в силах решить или выбраться из них, поэтому внутри рождается злость на сложившуюся ситуацию. Другая часть родителей настолько занята своими развлечениями или работой, что практически ничего не знает о школе. Такое отношение также отбивает всякую заинтересованность и дисциплинированность, так как показать интересные моменты и научить кайфовать от развития больше некому, кроме старших.

Психологический комфорт ребенка складывается из социальных факторов взаимодействия, поэтому при наличии нарушений в этих сферах мотивация к поступлению в образовательное учреждение падает. Это может быть конфликт с учителем (а может, просто разная сила темперамента), непонимание со сверстниками (от разницы в уровне развития до травли), напряженная атмосфера в семье. Кроме того, несоответствие уровня развития познавательных, интеллектуальных и творческих способностей общему уровню института приводит к ненависти. Это касается как вариантов, когда в старших классах учится гений, так и когда в профильный класс развития попадает ученик с интеллектом ниже среднего. Любое несоответствие дает либо интеллектуальную, либо психологическую перегрузку, ощущение ненужности, критически переживаемое в детстве и юности. Сюда же можно отнести и социальную несостоятельность, например, когда девочка из аристократической семьи попадает в школу для проблемных детей (водители в полицию, наркомания, неблагополучные семьи и т.д.), ей там будет нельзя, как и уличный хулиган возненавидит лицейское образование с уроками этикета.

Современные дети не хотят знания ради знания, они сразу ищут, чем оно будет им практически полезно в жизни или хотя бы будет интересно в момент обучения. Даже учителя не могут ответить им, как косинусы помогут им стать счастливыми или как анализ поведения главного героя поможет им устроить свою жизнь. Они не дают практических советов, как реализоваться в профессии, или как найти работу, или как наладить отношения в школе, что вызывает все громче очередной протест «ненавижу школу», который звучит все сильнее и жестче в каждой следующее поколение.

Что делать, если ваш ребенок ненавидит школу

Как перестать ненавидеть школу лучше понять с позиции просто абстрагированной от народного воспитания, а значит, у ребенка должна быть насыщенная жизнь вне ее. Друзья должны быть во дворе, на различных курсах и кружках, в социальных сетях и группах по интересам. Также необходимо развивать свои творческие способности с привлечением сторонних ресурсов, а если какой-то предмет в школе вызывает критические трудности, то можно попробовать альтернативные способы улучшения знаний, а не дополнительные занятия у того же учителя. Лучше ходить на мастер-классы, научные пикники, практические лаборатории, находить обучающие видео в интернете и подписываться на рассылку или группу, где рассказывают интересные факты на скучную тему.

Что делать, если ваш ребенок ненавидит школу

Конечно, функция привития интереса и подталкивания к самостоятельному процессу познания принадлежит учителю, но когда он требует только результатов, это должны будут сделать родители или сам ученик.

Если в школе скучно социально, то нужно начать участвовать в различных конкурсах и спектаклях, любых школьных мероприятиях. Так вы получите отличный опыт общения не только с одноклассниками, но и со всеми. Кроме того, здесь вы можете проявить свои способности. Тот, кто не смог реализовать себя ни в одной из тематик, может оказаться не идиотом, а хорошим руководителем, что проявит себя в моменты организации праздников или акций по уборке территории, заработку денег на новый ремонт и прочее.

Используйте свободное время активно и увлекательно. Обеденный перерыв можно потратить на новые знакомства или поддержание старых, можно запланировать выходные или другие мероприятия. На уроке, когда вы уже выполнили задание, вы можете рисовать свои картинки, читать интересные книги, вести страничку в социальной сети. Несколько минут в перерывах, чтобы делиться новостями и отправлять сообщения и фотографии друзьям, просматривать покупки и придумывать подарки, собирать единомышленников и многое другое. Это все мелочи, которые требуют времени после школы, или вы можете сохранить его для похода в кино. И в школе не скучно и планы сформированы, малые классы пройдены, новые знания получены.

Возможен перевод ребенка на домашнее или выборочное обучение, в специализированные школы или развивающие студии – это альтернативные пути, требующие вмешательства взрослых после применения менее радикальных методов. Хотя для многих сейчас это становится первой мыслью, ведь нет смысла посещать ломающее психику учебное заведение старого образца, а аттестат получают после сдачи экзаменов, а не после отсидки десятилетнего срока за партой , как в клетке.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное