Что такое раздел государственной собственности на землю?
Во-первых, это достаточно сложный процесс, который включает в себя деление всей государственной земли на 3 уровня:
- Российская Федерация (федеральная собственность);
- Субъекты Российской Федерации (региональная собственность);
- Муниципалитеты (муниципальная собственность).
В процессе межевания земельных участков проводятся землеустроительные и кадастровые работы для последующего кадастрового учета и регистрации каждого земельного участка в том или ином органе власти.
Члены
Как таковые:
- Россия;
- Каждый субъект в отдельности (включая города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь);
- Каждый муниципалитет (город, поселок и т.д.).
Непосредственно в правоотношения по разграничению государственных земель вступают специально уполномоченные органы - федеральные, региональные и местные, в компетенцию которых входит решение земельных вопросов на своем уровне.
Законодательство
Порядок разграничения государственной собственности на земельные участки регулируется многими законодательными актами.
Среди них следующие:
- Конституцией Российской Федерации являются положения абз. «г» статьи 72, где указано, что разграничение находится в ведении всей страны и субъектов, и п. 3 ст. 35, где указано, что имущество может быть передано государству только по решению суда (в том числе и земельный участок);
- Федеральными законами «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлены новые правила разграничения государственной собственности на земельные участки;
- ГК РФ - закрепляет статус юридических лиц, понятие собственности, имущественные права и т.д.;
- Указы Президента;
- Постановления правительства;
- Приказы, правила, положения, инструкции и другие акты.
Какие государственные земли подлежат размежеванию?
Во-первых, те государственные земли, сведения о собственности
Которые не входят в ЕГРН. То есть их официальная принадлежность не установлена ни к Российской Федерации, ни к какому-либо субъекту Российской Федерации, ни к городскому или сельскому поселению.
И, во-вторых, участки, зарегистрированные в ЕГРН, могут быть разграничены. То есть распределяются Российской Федерацией и передаются субъектам или муниципальным образованиям.
Порядок разграничения государственных земель
Государственные земли разграничиваются строго на безвозмездной основе и строго в соответствии с законодательством Российской Федерации. Земля в «частных руках» не подлежит какому-либо размежеванию и переходу от собственника к государству (кроме случаев по решению суда, как уже было сказано).
В развитии правоотношений по разграничению государственных земель можно выделить 3 временных этапа.
- До принятия № 101-ФЗ разграничение земель осуществлялось на основании договоров между Российской Федерацией и регионами. Однако при наличии договорных отношений между двумя уровнями власти было невозможно принять ряд важных законов (Лесной кодекс Российской Федерации, согласно которому все лесные угодья являются федеральной собственностью).
- Во время действия № 101-ФЗ. В этом законе не было четкой концепции разграничения государственных земель из-за длительности этой процедуры и слабого развития государственного кадастра земельных участков.
- 1 июля 2006 г. право Российской Федерации на землю было оформлено принятием Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Он четко установил, какие земли относятся к федеральной собственности.
В настоящее время процесс дифференциации выглядит следующим образом.
Соответствующий исполнительный орган государственной власти или муниципальный орган подает заявление о предоставлении земельного участка субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в собственность с указанием конкретного основания возникновения такого права. Пакет документов подается в орган государственной регистрации прав собственности – Росреестр.
В этом случае в регистрирующий орган предоставляется правоустанавливающий документ на это имущество и кадастровый план земельного участка, на котором видно, что здание находится именно там.
Критериями отнесения того или иного объекта к федеральной, региональной или местной собственности являются:
- Расположение на земельном отводе зданий, строений, сооружений, отнесенных к собственности либо Российской Федерации, либо субъекта Российской Федерации, либо муниципального образования;
- Передача участков или органов власти (федеральных, региональных, местных) или государственных предприятий, некоммерческих организаций, которые были созданы соответствующими органами власти;
- Иные случаи, прямо предусмотренные законом.
Исключительно к государственной собственности п. 4 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации относится к землям промышленности, а также иного специального назначения. Это, например, те, которые заняты: энергетическими системами, объектами атомной энергетики, информатикой и связью, национальной обороной и безопасностью, космической деятельностью и др.
Принципы разграничения земель, находящихся в государственной собственности
Под принципами разграничения понимаются определенные основополагающие правовые положения, на которых основывается процесс разграничения государственных земель. Существует ряд таких регулирующих принципов.
- Закрепление на уровне Конституции Российской Федерации полномочий органов государственной власти в области разграничения земель государственной собственности. Такие полномочия отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
- Приоритетом в регулировании вопроса о делимитации являются именно федеральные законы. Приоритетный контроль за процессом разграничения государственных земель специализированным органом - Росимуществом, а также ответственность должностных лиц при осуществлении ими своих полномочий.
- Свободное основание для приобретения земельных участков в результате размежевания.
- Единство порядка оформления права собственности на разграниченный участок: землеустроительные работы, кадастровый учет и государственная регистрация должны быть одинаковыми для всех участников процесса размежевания.
- Обеспечение и соблюдение прав и интересов граждан и юридических лиц на земельные объекты.
- Сохранение целевого назначения наделов в соответствии с земельным законодательством.
- Сохранение и учет значения земельных участков в сфере экономики, истории и стратегического развития страны.
- Законодательное регулирование обращения с неограниченными землями.
Проблемы разграничения государственной собственности на землю
Можно сказать, что в целом на сегодняшний день процедура разграничения значительно упрощена, а объем права собственности на земельные участки каждого из трех уровней конкретизировался и закрепился на уровне закона.
Однако в свете нововведений возникла проблема при контроле списков
Земельные участки, которые могут принадлежать федерации, субъектам и муниципальным образованиям на праве собственности, закреплены за органом регистрации прав на недвижимое имущество — Росреестром (а ранее эти функции выполняли специально уполномоченные органы в сфере исполнительной власти). ).
Так что передача контрольных функций регистрирующему органу породила массу дополнительных споров. В частности, о том, обладает ли тот или иной орган достаточными полномочиями для распоряжения тем или иным участком.
Институт разграничения государственной собственности на земельные участки обеспечивает достаточную свободу для хозяйственного и культурного развития регионов, а также городских и сельских поселений.