paradigmaconsult.ru
Главная »

Передача полномочий директора в полном объеме лицу

Юридические лица

Делегировать полномочия главы

Делегирование и раздача полномочий в виде устного приказа в организации, особенно крупной, не только недостаточна, но и чревата последствиями. Вот почему так важно документировать этот процесс. В статье мы приведем пошаговые алгоритмы передачи обязанностей и полномочий руководителя подчиненному сотруднику в различных ситуациях.

В теории управления под делегированием понимается передача задач и полномочий лицу, которое берет на себя ответственность за их выполнение.

Делегирование полномочий также рассматривается как предоставление руководителем своим непосредственным подчиненным (заместителям или нижестоящим руководителям) права самостоятельно решать заранее поставленные задачи или осуществлять определенные действия.

Особенно важно оформить полномочия сотрудников на подписание тех документов, которые согласно уставу организации имеет право подписывать только руководитель.

Разумеется, делегировать полномочия и обязанности может не только генеральный директор, но и нижестоящие менеджеры. Алгоритм проектирования будет тот же.

Трудовой кодекс РФ не регулирует этот процесс, однако на практике полностью сформировались подходы к оформлению перехода полномочий.

Рассмотрим, какими документами оформить передачу обязанностей и полномочий руководителя работникам в различных ситуациях.

1.1. ПОЛНОМОЧИЯ ПЕРЕДАЮТСЯ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ

Шаг 1: закрепляем полномочия в должностной инструкции сотрудника. Обязанности и полномочия работника прописываются в его должностной инструкции.

Поэтому, если руководитель наделяет работника какими-либо обязанностями и полномочиями на постоянной основе, либо заместитель периодически выполняет работу руководителя в период его отсутствия, то должностная инструкция работника подлежит изменению (например, приказом) или новой редакции. Должностная инструкция должна быть утверждена.

Если руководитель передает определенные полномочия своим подчиненным непосредственно при их приеме на работу, то предлагаемую инструкцию работник подписывает уже с соответствующим пунктом. Изменения в должностную инструкцию можно внести двумя способами (необязательно):

• утвердить новую версию должностной инструкции;

• издать приказ о внесении изменений в должностную инструкцию (пример 1).

Шаг 2: знакомим работника с приказом о внесении изменений в должностную инструкцию. Согласно п. 3 ст. 68 ТК РФ работодатель обязан ознакомить работника с его должностной инструкцией под роспись. Для этого удобнее всего воспользоваться «именным» листом ознакомления с локальными нормативными актами (Пример 2). Сотрудник также может подписать должностную инструкцию.

Шаг 3: издать приказ о закреплении распределения полномочий.

Особенно важно издать приказ о распределении обязанностей и полномочий, если генеральный директор хочет переложить ответственность на своих заместителей в той или иной сфере деятельности.

Например, возложить на главного инженера ответственность за охрану труда или на директора по персоналу за квотирование[1] (Пример 3).

Шаг 4: знакомим работника с приказом под роспись. На основании ст. 68 ТК РФ необходимо ознакомить работника, которому делегированы полномочия, с приказом под роспись. Сотрудник, например, может подписать приказ ниже подписи генерального директора:

1.2. ПОЛНОМОЧИЯ ПЕРЕДАЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ

Если руководитель решает передать часть своих полномочий работнику, который уже работает в организации, то последний должен дать свое согласие. Трудовой кодекс РФ рассматривает такое делегирование как поручение дополнительной работы. В этом случае возможны два варианта:

• работник выполняет дополнительную работу бесплатно;

• вам придется платить за дополнительную работу.

  • Вариант 1: Сотрудник выполняет дополнительную работу без оплаты

На практике руководители передают часть своих полномочий, то есть дополнительную работу, устно. Часто сотрудники соглашаются с этим, не требуя регистрации и дополнительной оплаты. Такая отставка может быть связана со страхом испортить отношения с начальством или с желанием работника освоить новые функции, получить навыки и опыт для карьерного роста. Но перестраховаться все же стоит.

Поэтому даже при согласии работника на выполнение дополнительных работ лучше оформить приказ на такие работы. Достаточно лишь дополнить должностную инструкцию соответствующим пунктом и ознакомить с ней работника под роспись.

Шаг 1: Внесите изменения в описание вакансии. Как мы упоминали выше, для внесения изменения необходимо либо издать приказ о внесении изменений в должностную инструкцию (см. Пример 1), либо утвердить новую редакцию должностной инструкции (Пример 4).

Источник: https://www.profiz.ru/sr/9_2021/delegiruem_polnomochiya/

Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное