Случаи обращения в ЦБ РФ
Застрахованный имеет право написать жалобу в любом случае, связанном с работой страховой компании. Но, как правило, большая часть обращений связана со спорами между страховщиком и клиентом. В связи с этим ЦБ РФ разместил на своем официальном сайте основные спорные моменты для обращения:
- Навязывание страховщиком дополнительных услуг при оформлении полиса ОСАГО;
- Отказ в оформлении и выдаче страхового полиса;
- Необоснованное занижение страхового возмещения или отказ в его выплате;
- Несоблюдение сроков рассмотрения страхового случая и выплат по нему;
- Невозможность приобретения полиса ОСАГО в электронном виде на сайте страховой компании;
- Занижение коэффициента безаварийного вождения Бонус-Малус;
- Отказ в приеме или выдаче документов при наступлении страхового случая;
- Удаленность центров урегулирования убытков и др.
Алгоритм подачи жалобы в ЦБ
Для того чтобы отправить жалобу в ЦБ РФ, необходимо правильно ее составить и приложить все необходимые документы.
Правила подачи жалобы
В ЦБ нет обязательной формы для подачи жалобы, но, как и любой документ, она должна быть представлена в письменной форме с указанием обязательных данных:
- Наименование, адрес и реквизиты организации, в которую направляется жалоба;
- Паспорт и контактные данные заявителя;
- Название, адрес и реквизиты страховой компании, против которой подана жалоба;
- Если имеется страховой полис ОСАГО, то указать его номер и дату заключения договора;
- Подробно опишите ситуацию, в связи с которой подается жалоба;
- По возможности укажите конкретный закон, по которому произошло нарушение, и последствия ситуации, если таковые имеются;
- Запишите предыдущие действия и обращения;
- Укажите их требования: чаще всего это проверка отдельных страховых операторов или страховой компании в целом, привлечение виновных к ответственности, возмещение убытков, восстановление коэффициента Бонус-Малус и т.д.
- Укажите дополнительную информацию, которая может повлиять на положительное решение ЦБ, например, показания свидетелей.
При подаче жалобы в ЦБ необходимо иметь при себе следующие документы: паспорт заявителя, полис ОСАГО, документы, подтверждающие нарушение прав (например, письменный отказ страховщика), ранее отправленные заявления, если таковые имеются , и дополнительные аргументы, например, фото, аудио или видеозаписи.
Как подать жалобу
Подать жалобу на страховую компанию в ЦБ РФ можно тремя способами:
- По личному обращению в территориальное отделение ЦБ РФ.
- Заказным письмом по почте в главное или территориальное учреждение Центрального банка Российской Федерации.
- На официальном сайте ЦБ РФ через специальную форму отправки или по электронной почте на адрес ЦБ.
Ход и итоги
ЦБ рассматривает жалобу, как и большинство государственных органов, в течение одного месяца.
По истечении двух месяцев ЦБ должен дать ответ на жалобу заявителю.
Возможные штрафы для страховой компании
Если в результате рассмотрения жалобы подтвердятся нарушения со стороны страховой организации, Центральный банк вправе применить к ней определенные санкции:
- Выдать предписание страховой компании об устранении нарушений страхового законодательства, которое должно быть выполнено не позднее указанного срока;
- При выявлении административного или уголовного правонарушения в действиях страховой компании привлечь ее к административной ответственности или, соответственно, передать документы в правоохранительные органы;
- В случае неисполнения предписания надлежащим образом, а также в случае уклонения от исполнения предписания об ограничении или приостановлении действия лицензии на осуществление страховой деятельности (статья 32.6, пункт 4 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 (ред. от 03.08.2018) «Страховое дело в Российской Федерации»);
- Отозвать лицензию, если не устранены последствия осуществления страховой деятельности, что является основанием для прекращения деятельности страховой организации (ст. 32.8 ФЗ РФ № 4015-1).