Принципы разворота: требования к знакам и маркировке
Дорожные знаки, регулирующие разворот
В ПДД есть специальные дорожные знаки, указывающие зону, где можно совершить данный маневр: «Место для разворота» (6.3.1), «Место для разворота» (6.3.2).
Наблюдая за этими знаками, водитель должен понимать: «Это правильное место для разворота!». И нечего бояться.
Главное помнить, что разворот в таком месте должен начинаться с крайнего левого положения на крайней левой полосе.
Однако в ПДД большее место занимают не правила совершения разворота, а правила, запрещающие это. Имеется специальный дорожный знак, категорически запрещающий указанный маневр – «Разворот запрещен» (3.19).
Он устанавливается перед перекрестками и запрещает маневр именно в этой зоне.
Разворот также запрещен семейством предписывающих знаков, исключающих поворот налево (и, следовательно, разворот):
- "Движение прямо" (4.1.1);
— «Движение прямо» (4.1.2);
- «Движение прямо и вправо» (4.1.4).
Дорожный знак «дорога с односторонним движением» (5.5) не дает права на поворот, так как, разворачиваясь на таком участке, водитель автоматически попадает на полосу (или полосы), предназначенные только для встречных транспортных средств.
Еще два дорожных знака исключают поворотный маневр - «Направления движения по полосам» (5.15.1) и «Направления движения по полосам» (5.15.2). Если, конечно, поворот налево с крайнего левого ряда запрещен.
Разметка регулирующая оборот
С горизонтальной дорожной разметкой проще, чем со знаками: разворот запрещен на участках дорог, на которых:
- одинарная сплошная линия разметки (1.1);
- двойной сплошной (1,3);
- двойной (сплошной, прерывистый рядом) - со сплошной стороны (1.11).
Развороты также запрещены теми вариантами горизонтальной разметки 1.18 (речь о направлениях движения по полосам), которые не позволяют совершить левый поворот с крайней левой полосы.
Прерывистые линии разметки позволяют совершить интересующий нас маневр (если он не запрещен другими ПДД).
Общие правила токарной обработки: требования раздела 8 ПДД
Перед началом поворота водителю заранее дается указание занять крайнее левое положение в крайнем левом ряду. (На дороге с двусторонним движением - крайнее левое положение в "своей" полосе).
При наличии на дороге трамвайных путей, которые расположены слева от водителя, то разворот на таком участке должен выполняться с предварительным выездом транспортного средства на трамвайные пути, предназначенные для направления движения (если, конечно, никаких помех трамвайному движению не создается).
Но надо помнить, что если знаки «Направления движения по полосам» (5.15.1), «Направления движения по полосам» (5.15.2), а также разметка 1.18 предписывают какой-то иной порядок движения (в др. направлений, исключающих поворот налево или разворот), то предварительный выход на трамвайные пути перед разворотом категорически запрещается.
Водитель обязан соблюдать разметку или знаки.
Из этого правила есть исключение.
Если габариты (габариты) транспортного средства или ширина дороги (проезжей части) не обеспечивают возможности совершения разворота из крайней левой полосы и крайнего левого положения, то на участке ВНЕ ДОПРОСА допускается совершать разворот даже из правого положения, а также с плеча (если такой маневр не запрещен разметкой или знаками).
Как бы парадоксально это ни звучало, но в разделе 8 ПДД нет правил, которые конкретно регулировали бы траекторию поворота. То есть траектория движения при повороте законодательно не определена. Главное не нарушать существующие требования.
Условия запрета разворота: положения пункта 8.11 ПДД
Запрещение выполнения разворотного маневра в реальной практике дорожного движения может регулироваться не только знаками или разметкой. Согласно пункту 8.11 Правил существует шесть участков дорог, на которых безоговорочно и категорически запрещается совершать разворот. Давайте посмотрим на эти области.
1. Пешеходные переходы.
Запрет поворота на пешеходных переходах (регулируемых и нерегулируемых) объясняется тем, что в процессе совершения маневра возможно создание опасности для пешеходов, пересекающих проезжую часть по переходу и пользующихся этим.
2. Места остановок маршрутного транспорта.
При повороте на остановках и в непосредственной близости от них существует риск смещения траектории маневра и столкновения с пешеходами (будущими пассажирами), стоящими на остановках.
3. Железнодорожные переезды.
Запрет поворота на железнодорожном переезде обусловлен опасностью такого участка дороги, а также узостью проезжей части, когда невозможно развернуться без движения задним ходом и потери времени.
4. Мосты, путепроводы, путепроводы и участки дороги под ними.
Опасность техногенных сооружений заключается в ограниченном пространстве, необходимом для разворота на 180 градусов, поэтому ошибка в планировании разворота может привести к съезду с площадки и даже к взлету с большой высоты.
5. Тоннели.
Этот запрет на поворот объясняется ограниченным пространством и низкой способностью маневрировать.
6. Условия ограниченной видимости.
При расстоянии 100 метров водитель встречной машины может вовремя среагировать на неправильный разворот и таким образом избежать аварии. При ограниченном просмотре эта возможность пропадает.
Другие случаи, запрещающие разворот
На автомагистрали (знак 5.1) и дороге для легковых автомобилей (знак 5.3) запрещен разворот: запрещается использовать для этого технологические промежутки, созданные в разделительной полосе.
Разворот на таких дорогах допускается только в специально отведенных местах, оборудованных уже известными знаками — «Место для разворота» (6.3.1) и «Место для разворота» (6.3.2).
Повороты на перекрестках
Выделим поворот на перекрестке. Это необходимо сделать, потому что многие обыватели и даже сами водители считают, что на перекрестке нельзя разворачиваться «в чистом виде».
Это в корне неверно. Если брать общие правила для поворота, то ПДД не регламентируют ни разрешение, ни запрет такого маневра. Это означает, что разворот на перекрестках разрешен (если он не использует реверс, который на перекрестках запрещен).
ПДД не решают вопрос о "правильной" траектории разворота. Любая траектория возможна при соблюдении двух условий:
1) перед поворотом необходимо занять крайнее левое положение в крайней левой полосе (за исключением случаев разворота на круговых перекрестках);
2) при выезде с перекрестка нельзя будет оказаться на «встречной полосе».
Отметим лишь два существенных момента.
1. Разворот на "кольце" (кольцеобразном) возможен только при прохождении всего "кольца".
И ничего больше.
2. А как быть в этой ситуации (на рисунке ниже)?
Некоторые водители совершают ошибку, двигаясь по любой траектории. Это неправильная позиция. Попробуем объяснить.
На рисунке показан не разворот, а два последовательных левых поворота. Первый поворот, затем движение в разрыве срединной полосы, второй поворот. А согласно пункту 8.6 Правил при выезде из левого поворота нельзя находиться на встречной полосе.
Следовательно, движение на перекрестке (похожее на разворот, но являющееся двойным поворотом налево) возможно только по пути А.
Административная ответственность за нарушение правил поворота
В Кодексе об административных правонарушениях РФ отражены санкции, которыми «награждают» водителей за нарушение правил разворота. Существует 3 вида таких санкций.
- За нарушение правил разворота (за исключением разворота на трассе, а также нарушения знаков и разметки) выписывается штраф в размере 500 рублей.
- Штраф 1000-1500 рублей - за нарушение требований к развороту, предъявляемых разметкой и знаками.
- Штраф 2500 рублей - за нарушение правил при повороте на трассе.
Вместо заключения
Таким образом, ПДД очень мало отражает вопрос поворота автомобиля. Доподлинно известно, что в подавляющем большинстве случаев водитель для поворота должен брать как можно левее. Что касается траектории маневра, то разворот на этом отрезке никак не регулируется. В конце маневра нельзя находиться на встречных полосах.
Это теоретические расчеты правил дорожного движения, связанные с поворотом. А опыт придет к вам в процессе непосредственного передвижения по бездорожью.