paradigmaconsult.ru
Главная »

Правонарушения и меры ответственности за них в сфере государственных закупок на основании Федерального закона "О контрактной системе"

Конституционное право

Добрый день

Являются ли должностные лица прокуратуры и прокуратуры как юридического лица субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ?

Имеется вступившее в законную силу решение суда, которым установлен факт грубого нарушения прокуратурой и ее должностными лицами сроков рассмотрения обращения. Он обратился в Генеральную прокуратуру с просьбой привлечь прокуратуру города и ее должностных лиц по 5.59 КоАП РФ, на что получил в ответ «должностные лица прокуратуры и прокуратуры как юридические лица не субъекты данного административного правонарушения»

Мозгами понимаю, что это не так, надо оспорить, но не знаю, как это замазать и в нос ткнуть.

Подскажите пожалуйста прав я или нет, и если прав, то со ссылками на закон плиз :)

  • Обращение .pdf
  • Решение 1 инст .pdf

Добрый день. Должностные лица прокуратуры являются субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ.

Порядок привлечения прокуроров к административной ответственности определен ст. 42 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (в редакции от 19.12.2016) "О прокуратуре Российской Федерации". Проверка сообщения о факте совершения прокурором правонарушения является исключительной компетенцией прокуратуры.

* Пунктуация и орфография авторов сохранены.

Существующие виды ответственности за правонарушения в сфере государственных закупок

С момента вступления в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с 1 января 2014 года также активно предпринимаются действия, ужесточающие меры ответственности за совершение различные правонарушения.

Все правонарушения, совершенные в сфере государственных и муниципальных закупок до 4 мая 2018 года, подпадали под действие Кодекса об административных правонарушениях, а применяемые меры ответственности находились только в рамках данного нормативного акта.

Таким образом, с мая 2018 года можно говорить о том, что на территории Российской Федерации за все правонарушения, совершенные в сфере государственных и муниципальных закупок, предусмотрено два вида ответственности - уголовная и административная. Конкретный вид, к которому будет привлечено то или иное лицо, участвующее в данной системе закупок, определяется исходя из тяжести нарушения законодательства, а также того ущерба, который был нанесен государству неправомерными действиями конкретного нарушителя. .

Уголовная ответственность заказчика и его должностных лиц

Как было сказано выше, привлечение к уголовной ответственности лиц, нарушивших действующее законодательство в сфере закупок, было введено сравнительно недавно. Применение данного комплекса мер направлено, прежде всего, на минимизацию количества таких нарушений, которые направлены на получение конкретного результата при осуществлении различных видов закупок.

Среди основных нарушений, которые можно выделить в части осуществления деятельности, направленной на обеспечение государственных и муниципальных нужд, следует выделить следующие:

Существующие виды ответственности за правонарушения в сфере государственных закупок

  • Действия, направленные на нецелевое использование бюджетных средств, если такое расходование осуществляется на основании различных закупочных процедур (например, при установлении необоснованно высокой начальной максимальной цены контракта, которая будет снижена в ходе конкурсной процедуры, но будет выше установленной других возможных участников);
  • Необоснованное использование систем преференций и льгот, также ставящих конечной целью незаконное и нецелевое использование средств, выделяемых из федерального или регионального уровней бюджета;
  • Проведение процедуры закупки с получением «необходимого» конечного результата, если такие действия основаны на личных корыстных и иных интересах лиц, принимающих участие в конкретной закупке, либо могут оказать влияние на конечные результаты.

Применение мер уголовной ответственности в случае выявления таких нарушений может осуществляться в отношении не только контрактных управляющих или работников контрактной службы, непосредственно участвующих в проведении закупочных процедур, но и в отношении иных лиц, действующих от имени государственный или муниципальный заказчик, а именно:

  • Члены закупочных комиссий (в том числе осуществляющие рассмотрение различных видов заявок и иных документов, представляемых потенциальными участниками процедуры закупки);
  • Члены экспертных и приемочных комиссий или лица, осуществляющие единоличную приемку результатов исполненных договоров;
  • Уполномоченные должностные лица, не участвующие непосредственно в государственных или муниципальных закупках, но имеющие документально оформленное право представлять интересы заказчика при осуществлении различных видов закупок.

В случае установления наличия злого умысла со стороны представителя заказчика или его должностного лица, независимо от причин, по которым такой умысел возник в его действиях (вследствие шантажа и угроз, вследствие получения взятки или из-за своей заинтересованности), виновное лицо будет привлечено к ответственности по статье 200.4 УК РФ, а именно:

Уголовная ответственность заказчика и его должностных лиц

  • Штраф в максимальном размере до одного миллиона рублей (в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей налагается в случаях, если речь идет о преступлении, совершенном группой лиц по предварительному сговору, либо причинении особо крупного ущерба штат);
  • Штраф с возможностью его установления в размере дохода осужденного за период до трех лет (при невозможности взыскания суммы штрафа в определенной денежной сумме);
  • Принудительные работы с максимальным наказанием до пяти лет (в качестве дополнительного наказания может применяться запрет занимать определенные должности или заниматься отдельными видами деятельности на срок до трех лет, однако такой запрет устанавливается только по решению суда и по своему усмотрению);
  • Лишение свободы с максимальным наказанием до семи лет (к данному наказанию может быть также присоединен дополнительный вид наказания в виде ограничения права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности на срок до трех лет).

Однако не только представитель заказчика, но и потенциальный или действующий исполнитель по договору, если выяснится, что он также нарушил действующие правовые нормы, может быть привлечен к уголовной ответственности по современному законодательству.

Уголовная ответственность виновного

Уголовная ответственность в отношении потенциального или действующего подрядчика по государственному или муниципальному контракту реальна в случаях, когда установлен факт дачи взятки или иного вида воздействия в отношении должностного лица, ответственного за проведение закупочных процедур или приемку их результатов.

Именно в этом случае к ответственности будет привлечен представитель исполнителя, осужденного за совершение такого преступления (его состав предусмотрен статьей 200.5 УК РФ).

Законодатель в данной статье формирует возможные применимые меры ответственности для наказания лиц, совершивших отдельные преступления, в части различных вариантов дачи взятки должностным лицам государственного или муниципального заказчика. При этом законодатель разделил преступления, совершаемые в данной сфере, в зависимости от размера ущерба на крупные, особо крупные, а также преступления, совершаемые индивидуально или группой лиц по предварительному сговору.

Если будет установлено, что взятка была совершена, то к ответственности будут привлечены те, чья вина будет доказана. В зависимости от тяжести преступления к ним могут применяться следующие виды ответственности:

Уголовная ответственность виновного

  • Штраф в размере от трехсот тысяч до пяти миллионов рублей;
  • Если конкретный размер неустойки установить невозможно, то взыскание назначается в размере заработка осужденного за период от шести месяцев до пяти лет;
  • Ограничение свободы на максимальный срок до двух лет;
  • Исправительные работы с максимальным наказанием до двух лет;
  • Принудительные работы с максимальным наказанием до пяти лет;
  • Лишение свободы на срок до двенадцати лет.

Однако в том случае, если лицо, виновное в совершении такого преступления, активно участвовало в расследовании такого преступления, то оно полностью освобождается от уголовной ответственности за его совершение.

Административная ответственность за типичные нарушения

Административная ответственность за совершение правонарушений в сфере государственных и муниципальных закупок сформировалась на момент вступления в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Январь 2014 года. Однако на тот момент не были до конца отработаны все меры ответственности, а некоторые нарушения не были охвачены, и наказание было назначено по аналогии.

На сегодняшний день все типичные нарушения при осуществлении государственных закупок полностью покрываются административными мерами. Так, в частности, установлены меры по:

Административная ответственность за типичные нарушения

  1. Нарушения в части планирования государственных закупок, повлекшие неправильное формирование плана и графика закупок. В частности, к таким нарушениям относятся нарушение сроков размещения всех документов в Единой информационной системе, нарушение сроков проведения публичного обсуждения (если такое обсуждение предусмотрено правилами проведения самой закупки), неуказание или недостоверное указание сведений, которые должны быть отражены в плановых документах, неуказание или указание необоснованной начальной максимальной цены контракта. Штрафы за такие наказания составляют от пяти до пятидесяти тысяч рублей (меры ответственности устанавливаются в соответствии с положениями статьи 7.29 КоАП). Такие же меры ответственности устанавливаются в случаях, когда речь идет о неправомерном дроблении проводимой процедуры закупки, например, так, что установленный НМКК составляет менее ста тысяч рублей при закупке у единственного поставщика.
  2. Нарушения в части выбора способа закупки влекут наложение штрафа на ответственное должностное лицо в размере тридцати тысяч рублей, а в отношении самого заказчика - размер штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей (санкции устанавливаются в соответствии со статьей 7.29). КоАП РФ).
  3. Нарушения в сфере самой закупки, например, за размещение документации в ЕИС с нарушением сроков публикации. Размер штрафа в этом случае будет в пределах от трех до тридцати тысяч рублей (наказание осуществляется на основании статьи 7.30 КоАП РФ).
  4. Нарушение действующего законодательства в части неразмещения информации о проводимых закупках в ЕИС. Штраф в данном случае составляет пятьдесят тысяч рублей за должностное лицо и 500 тысяч рублей за заказчика (наказание назначено на основании статьи 7.30 КоАП РФ).
  5. Нарушение порядка заключения договора и внесения изменений в его состав также относится к типичным нарушениям, которые часто совершаются в сфере государственных закупок. Штрафы в этом случае составляют от пяти до тридцати тысяч, но в процентах должны исчисляться в размере одного процента от начальной максимальной цены договора.
  6. Если должностное лицо и заказчик своими действиями или бездействием обеспечили неисполнение договора, то на них может быть наложен штраф в размере от пяти до пятнадцати процентов от общей суммы, оставшейся в части неисполненных обязательств, но не менее тридцать тысяч рублей, а для заказчика как юридического лица - в размере не менее трехсот тысяч рублей и в пределах от однократного до трехкратного размера общей суммы неисполненных обязательств.
  7. К типичным административным правонарушениям относится и нарушение правил и порядка ведения реестра договоров, в том числе в части размещения сведений в Единой информационной системе в сфере закупок. Такие правонарушения наказываются штрафом в размере двадцати тысяч рублей на одного должностного лица.

Ответственность за нарушения возврата залога заявки по договору

Участие в отдельных видах процедур по определению исполнителя по государственному или муниципальному контракту требует внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие.

Нередки случаи, когда по тем или иным причинам обеспечение заявки не возвращается потенциальному исполнителю договора в установленные законом сроки. Для таких случаев законодатель установил специальные меры ответственности, сформулированные в статье 7.31 КоАП.

Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное