Положение о стажировке водителей
Чтобы правильно и законно провести стажировку, необходимо руководствоваться рядом нормативных документов. Первым из них является Трудовой кодекс. Стажировка связана с теми ее нормами, которые касаются испытательного срока при заключении трудового договора. Дело в том, что стажировка задумана именно как испытание. При этом это также должно быть указано в тексте трудового договора – в противном случае работнику, неудовлетворительно прошедшему стажировку, не может быть отказано в приеме.
Второе правило имеет несколько необычный статус. Это руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, принятый Минавтотранспортом РСФСР еще в 1986 году. Формально он не имеет обязательной силы, так как официально не опубликован, но этот документ детализирует правила, по которым проводится водительская стажировка, поэтому многие предприятия предпочитают использовать именно его. Правда, для того, чтобы НД применялся, либо его нормы должны быть закреплены внутренними актами организации, либо эти акты должны содержать ссылку на НД.
Следующим актом является постановление Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.03 № 1/29. Он уже является обязательным для применения, хотя его положения относительно стажировок очень расплывчаты. Сказано лишь, что работодатель обязан обучать вновь нанятых работников, занятых на вредных работах, к которым относятся и некоторые водители.
Наконец, со стажировкой связан Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ. Этот закон требует от работодателя организовать работу водителей таким образом, чтобы не нарушались нормы, касающиеся безопасности дорожного движения. Одним из способов убедиться именно в этом является стажировка при приеме на работу.
Как впечатления от вождения?
Процедура допуска водителя к самостоятельной работе в этом случае включает несколько этапов:
- Проверка теоретических знаний, которыми обладает водитель-стажер. Вопросы задаются как по правилам эксплуатации и устройству типа транспортных средств, на которых он будет работать, так и по общим правилам вождения, поведения на дороге и т. д. Всего задается не менее 20 вопросов.
- Вождение автомобиля на специальной площадке. Здесь стажер должен продемонстрировать, что он способен управлять хотя бы минимальным транспортным средством, которое для него является новым. Если он не проходит этот этап, он отстраняется, считается не прошедшим стажировку и не может быть допущен к самостоятельной работе.
- Поездка по будущему маршруту (на маршрутном транспорте) или просто по городу с водителем-наставником. Обучаемый должен находиться за рулем, но наставник имеет право отстранить его от вождения на сложных участках. Отстранение отмечается в карточке стажировки.
- Управляйте полетом по маршруту с грузом или пассажирами под руководством наставника. Это своеобразный выпускной экзамен, во время которого водитель-наставник не мешает управлять автомобилем, а лишь отмечает поведение и навыки обучаемого.
Это основные шаги. При необходимости стажировка может быть дополнена устранением неполадок в автомобиле (если квалификация водителя требует таких навыков).
Наставник, под руководством которого обучается новый водитель, должен быть одним из уже работающих водителей с определенным стажем вождения:
- Для автобусов - не менее 5 лет;
- Для такси или грузовиков - не менее 3 лет.
Кроме того, водитель-наставник должен обладать необходимыми теоретическими знаниями в области вождения и эксплуатации конкретной модели транспортного средства. Это необходимо, так как стажировка проводится именно на той машине (или хотя бы на той же модели), на которой водитель-стажер в дальнейшем будет работать самостоятельно. Именно поэтому, если компания использует несколько разных видов транспорта (например, автобусы, грузовики, легковые автомобили), требуется несколько водителей-наставников – по одному на каждый вид.
Сколько должна длиться стажировка?
Продолжительность стажировки определяется характером работы, которую предстоит выполнять нанятому водителю. Например, к водителям автобусов применяются следующие правила:
- Для ранее не работавших водителем, получивших в ГИБДД удостоверение водителя категории D - 61 час до начала маршрута + 163 часа в пути;
- Для прошедших переподготовку с категории В или С на Д - 30 часов предмаршрутной практики + 72 часа на маршруте;
- Для водителей, ранее не работавших в автобусе - 18 часов до маршрута + 32 часа в пути;
- Для тех, кто уже работал на автобусе, но имеет перерыв в водительской практике продолжительностью более 6 месяцев - 8 часов предмаршрутной практики + 16 часов в пути;
- При 3-х месячном перерыве в работе - 8 часов до маршрута + 24 часа в пути;
- При смене модели автобуса - 32 часа маршрутной подготовки (предмаршрутную подготовку можно не проводить);
- При смене маршрута - 4 часа на маршруте (по пересеченной местности - 8 часов с наставником, который уже работал на этом маршруте).
Оформление результатов стажировки
По окончании стажировки на водителя выдается лист, в который заносятся результаты каждой проверки и замечания проверяющих. Лист подписывается как обучаемым, так и наставником, после чего передается в отдел кадров, где принимается решение.
Если результаты стажировки хотя бы удовлетворительны, об этом принимается соответствующее решение, подписываемое руководителем организации, и водитель допускается к управлению автомобилем самостоятельно. В этом же случае, если выяснится, что водитель недостаточно хорошо прошел стажировку, может быть принято одно из 2-х решений:
- Водитель направляется на повторную стажировку, сроки которой определяются в каждом случае индивидуально.
- Водитель исключен из числа кандидатов на должность. После этого о приеме водителя на постоянную работу и заключении трудового договора не может быть и речи. Водитель, не прошедший стажировку, подлежит увольнению или с его согласия переводу на другой вид работы на предприятии.
Как оплачивается стажировка?
Так как во время стажировки (особенно на маршруте) водитель фактически уже выполняет свою работу, ему должны платить. Его размер определяется условиями трудового договора, но в целом заработная плата стажера не должна быть ниже заработной платы постоянно работающего водителя (за исключением возможных премий и других поощрений, на которые стажер не имеет права).
Работа водителя-наставника также должна быть оплачена. Как правило, за то время, что он выполняет функции наставника водителя-стажера, он получает надбавку в размере не менее 5% от установленного для него ранее оклада.