Кто такой следователь
Следователь - согласно УПК РФ должностное лицо органа дознания, работающее (сотрудник, по профессии) в следственном или ином подразделении (органе) дознания, составляет судебный акт по результатам своей деятельности, не имеет самостоятельно привлекать к уголовной ответственности, осуществлять предварительное следствие в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ, а значит, и право на обжалование действий менее компетентного субъекта автоматически распространяется на право обжалования действий более компетентного субъекта: руководителя органа дознания, руководителя подразделения дознания, органа дознания.
Отличие от следователя
Следователь осуществляет досудебное расследование в соответствии с законом, и его деятельность аналогична деятельности следователя, но более ограничена.
См. Кто является следователем.
Особенности следователя
В его компетенцию входят относительно простые правонарушения, а общественная опасность невелика. При этом следователь может принять к производству «следственные» материалы, но дознаватель не вправе принимать «следственные» материалы. Трудно сказать, кто из них «хуже» для подозреваемого и обвиняемого.
Следователь несет ответственность за все свои решения и действия, поэтому он должен работать законно и выполнять все обязанности.
Таким образом, должностные лица органа дознания являются субъектами как проверки сообщения о преступлении, так и формирования доказательной базы на стадии возбуждения уголовного дела, а значит, и собственно субъектом производства следственных действий. действия.
Полномочия следователя
Полномочия следователя отражены в должностных инструкциях. Такой документ обычно составляется на каждого руководителя и сотрудника органа дознания. Чаще всего инструкции сводятся в таблицу, в которой указываются обязанности по должности и периодичность их выполнения.
Полномочия следователей органов внутренних дел:
Статус следователя можно получить в двух случаях:
Возбуждение уголовного дела
Если оперативный уполномоченный по результатам доследственной проверки сообщения об экономическом преступлении придет к выводу о том, что материалы содержат данные, свидетельствующие о признаках уголовного правонарушения, то он вправе направить материал в следственный отдел для вынесения окончательного решения.
При этом он вправе сам принять решение о возбуждении уголовного дела, используя правила ст. 157 УПК РФ. Эта норма определяет компетенцию органа дознания и предоставляет право возбудить уголовное дело другому субъекту, не следователю, а вместо него.
Ссылка:
В целях оптимизации деятельности по рассмотрению сообщений о преступлениях в 2014 году в отдельных территориальных органах МВД России было принято решение провести эксперимент, в ходе которого сообщения должны были рассматривать только следователи или штатные дознаватели. преступлений с учетом правил о подсудности. Сотрудникам других служб было запрещено принимать процессуальные решения по материалам.
Обжалование действий и решений должностного лица (жалоба)
УПК РФ позволяет обжаловать действия и решения дознавателя, путем подачи жалобы в вышестоящее руководство, в органы прокуратуры по ст. 124 УПК РФ или в суде по ст. 125 УПК РФ. Апелляционными вопросами занимается опытный адвокат по уголовным делам или, в зависимости от уголовного дела: адвокат по наркотикам, адвокат по мошенничеству, адвокат по статье 158 УК РФ.
Форма предварительного следствия
Следует иметь в виду, что определение формы предварительного следствия является общей задачей как первой, так и второй стадии уголовного процесса - стадии предварительного следствия.
О правильности этих выводов свидетельствует и то, что ст. 150 УПК РФ регулирует формы предварительного следствия как общее условие второй стадии уголовного процесса, поскольку конструктивно находится в главе 21 «Общие условия предварительного следствия», расположенной в разделе VIII "Предварительное расследование". А учитывая, что раздел VII «Возбуждение уголовного дела» не содержит аналогичных норм, сама возможность уголовно-процессуальной аналогии изначально определяет определение формы предварительного следствия и подсудности как основной задачи второй стадии уголовного процесса. , делая эту задачу на стадии возбуждения уголовного дела необязательной.
Следователь имеет право:
Дознаватель в Министерстве обороны РФ (армия)
В качестве органов дознания выступают также командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.
Деятельность этих субъектов как органов дознания раскрыта в Приказе Министра обороны Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 446 «Об организации деятельности органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации». ”; кроме того, имеются поручения Министра обороны Российской Федерации от 24 марта 2006 г. № 205/2/65, которыми утверждены Методические рекомендации по взаимодействию личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации с представителями Органы предварительного следствия. Для непосредственного осуществления своих процессуальных функций орган дознания - командир воинской части назначает своим приказом из числа наиболее подготовленных, подчиненных ему офицеров следователей, которые, являясь должностными лицами органа дознания, обладают предусмотренными процессуальными полномочиями. в ч. 3 ст. 41 УПК РФ. Один из них назначается старшим следователем, ему обычно поручают расследование самых сложных дел.
Следователи назначаются, как правило, на основании:
Возмещение причиненного вреда
В то же время, согласно ч. 2 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается, если вина судьи установлена вступившим в законную силу приговором суда.
В иных случаях вред, причиненный гражданину, а также вред, причиненный юридическому лицу органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, возмещается за счет средств казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, - за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме, независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в установленном законом порядке.
Источники возмещения причиненного вреда
Причиненный вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В соответствии со ст. 214 и 215 ГК РФ, средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ, а средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или иного муниципального образования.
Что такое незаконная деятельность
Закон относит к незаконным действиям незаконное осуждение, незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное применение ареста или подписки о невыезде в качестве меры пресечения, незаконное наложение административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также иные последствия незаконная деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и судов.
Также необходимо добавить, что, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. № 444-О, вред, причиненный гражданину в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого, подлежит возмещению. за счет казны в полном объеме, независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия и прокуроров.
Мы публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно сообщаем о важных изменениях в законе.
Мы присылаем статьи пару раз в месяц. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Поделись с друзьями