Сроки подачи документов в СК после ДТП
Перед написанием заявления владелец транспортного средства должен обратиться в страховую компанию для фиксации факта наступления события, передачи информации о месте и времени столкновения.
Самый предпочтительный вариант – позвонить по номеру, указанному в полисе, еще на этапе оформления ДТП.
Правила ОСАГО не устанавливают отдельных требований к срокам подачи заявления, однако процедура привязана к периоду времени, в течение которого необходимо предоставить уведомление о ДТП, равному 5 рабочим дням. Отсчет начинается на следующий день после инцидента.
Поскольку правила, определяющие, в течение какого времени пострадавший должен подать пакет документов в страховую компанию после ДТП по ОСАГО, прописаны в законодательстве, количество дней остается неизменным вне зависимости от обстоятельств, приведших к столкновению или возникших после этого. Например, в сфере КАСКО наблюдается обратная ситуация. Сроки подачи определяются страховщиком и обычно составляют 5-10 дней. Конкретное время, отведенное на подачу заявления, бумаг, указывается в договоре.
Если страхователь не успевает принести документы в офис компании за 5 дней, он может письменно уведомить представителя СК о невозможности соблюдения срока, указав причины, способствующие задержке. Наступление особых обстоятельств подтверждается:
- Список путешествий;
- Билеты, бронирование гостиниц;
- Справка из медицинского учреждения;
- Отчет о дорожно-транспортном происшествии.
Письменное обращение направляется курьером или по почте. Приведенные разъяснения помогают продлить срок обращения за компенсацией по полису обязательного страхования на несколько недель или месяцев, в зависимости от ситуации.
Является ли подача заявления о ДТП обращением в страховую компанию?
Если потерпевший, застраховавший автогражданской ответственности, рассчитывает на выплату, подача уведомления является обязательной процедурой, призванной уведомить страховщика о страховом случае. Документ не является эквивалентом заявления, не рассматривается как апелляция.
Форма подается заполненной, и подписывается обеими сторонами конфликта (при отсутствии разногласий между автовладельцами). Выдается сразу, не дожидаясь приезда сотрудников ГИБДД, последнего составления описания повреждений транспортного средства, схемы происшедшего, протокола.
Если водители не приходят к единому мнению, каждый заполняет свою форму. Аналогично нужно поступать и при большем, чем два, количестве участников, когда нельзя ограничиться одним уведомлением о ДТП.
С заполненным документом пострадавший, владелец полиса автострахования гражданской ответственности, в течение 5 дней обращается в страховую компанию, с которой заключил договор. Страховщики часто не рассматривают заявки без уведомления.
Что делать, если срок прошел
Потерпевший, просрочивший подачу документов, может рассчитывать на продление сроков, если:
- Существует прямая зависимость между уплатой и результатами уголовного или гражданского процесса;
- Нет постановления с указанием сведений о виновнике происшествия;
- Срок был пропущен по уважительной причине.
В результате владельцу транспортного средства разрешено обращаться в страховую компанию до тех пор, пока не завершено указанное производство по факту ДТП.
В случае пропуска виновником происшествия сроков обжалования, компания, заключившая с ним договор, компенсирует ущерб пострадавшей стороне, но впоследствии предъявляет своему клиенту регрессное требование, обязывая последнего возместить ущерб. потраченные средства. Нет смысла подавать документы в этот период.
По полису КАСКО также возможно добиться принудительного взыскания денежной компенсации со страховой компании в случае несвоевременного обращения. Этот договор предусматривает страхование автомобиля, а не ответственность за несоблюдение сроков.
Страхователь, не уложившийся в отведенный пятидневный срок, вправе истребовать причитающуюся сумму через суд, то есть предъявить исковое требование о возмещении убытков, которое дается через 3 года после ДТП. Перед подачей претензии необходимо получить письменное уведомление от сотрудника СЦ с указанием причины отказа.
В рамках судебного разбирательства истец представляет доказательства:
- Своевременность уведомления. Если процесс оформления инцидента затягивается компетентными органами, страхователь должен сообщить о произошедшей ситуации, указать, что необходимые бумаги не готовы.
- Неизменность обязательств СК по возмещению ущерба, независимо от количества дней просрочки. Например, усугубление последствий происшествия невозможно, если инициатор судебного дела был госпитализирован, находился в командировке или в отпуске.
- Что независимо от срока обращения в страховую после ДТП должны соблюдаться имущественные права потерпевшего. Необходимо указать, что заявитель имеет право на получение компенсации, а на какой срок, точно решит суд.
Могу ли я подать заявление и прикрепить другие документы позже?
В случае письменного обращения потерпевшего, не представившего иных документов, подтверждающих информацию о транспортном происшествии, у страховщика есть не более 3-х дней для направления ему уведомления. В нем указывается недостаточность заявления о выплате, а также перечисляются в отдельном пункте все необходимые бумаги, которые необходимо передать.
Отсутствие документации может быть вызвано объективными причинами, например, затягиванием процесса выдачи справок сотрудниками Госавтоинспекции. Автовладельцу рекомендуется обращаться в страховую компанию, не дожидаясь их получения. После регистрации заявления окончательный вердикт по вопросу о выплате или невыплате компенсации выносится при заполнении пакета документов в полном объеме. Недостающие документы представляются по мере их обработки.
Если документация направляется по почте, срок обращения в страховую компанию считается со дня, когда страхователь передал заказное письмо оператору почтового отделения. Подтверждение представляет собой квитанцию, которую следует хранить при себе до решения вопроса о компенсации. Перед отправкой корреспонденции необходимо произвести опись вложения, 2 экземпляра: один забирается у отправителя, второй прикрепляется к содержимому письма.
Добиться возмещения ущерба можно будет без привлечения страховой компании, отказавшей в возмещении из-за срыва сроков. Для этого можно обратиться в суд с гражданским иском к виновнику происшествия.