paradigmaconsult.ru
Главная »

Существенный дефект товара

Защита прав потребителей

Что является существенным дефектом товара?

Существенным недостатком товара является недостаток, который не может быть устранен или может быть устранен со значительными затратами.

Согласно разъяснениям пункта 17 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. № 17 существенными считаются следующие недостатки:

  1. Дефекты, которые не подлежат ремонту и делают товар непригодным для использования.
  2. Дефекты, которые могут быть устранены только за счет несоразмерных затрат, близких к стоимости товара.
  3. На устранение дефекта уходит значительное время, превышающее максимальный срок гарантийного ремонта.
  4. Недостатки выявлялись неоднократно и приводили к невозможности использования товара.
  5. Дефект снова появился после того, как его устранили.

Применительно к технически сложным товарам, наряду с перечисленными, к существенным относятся недостатки, устранение которых в целом занимало в течение года более 30 дней.

Продавец несет ответственность только за те дефекты, которые возникли по его вине или по вине изготовителя, импортера. Покупатель несет ответственность за любые дефекты, возникшие при ненадлежащем использовании товара.

Что имеет право требовать покупатель, если обнаружен существенный недостаток товара?

При обнаружении существенного недостатка по вине изготовителя или продавца покупатель имеет право на основании статьи 18 Закона о защите прав потребителей на защиту своих интересов.

По выбору потребителя продавец обязан:

  • Замена товара на аналогичный той же или другой марки с перерасчетом стоимости;
  • Пропорционально снизить закупочную цену товара;
  • Осуществлять гарантийный ремонт за свой счет;
  • Возместить покупателю расходы на исправление дефектов третьей стороной;
  • Вернуть деньги за товар.

Помимо возврата денег за товар с дефектом, магазин должен полностью возместить покупателю убытки, которые он понес в связи с приобретением некачественного товара. Например, для компенсации суммы процентов, выплаченных клиентом по потребительскому кредиту.

При обращении покупателя с претензией о наличии существенного недостатка продавец вправе принять товар на независимую экспертизу качества с целью установления, по чьей вине возникли недостатки. Продавец несет расходы по экспертизе. Если выяснится, что это вина покупателя, ему придется возместить продавцу стоимость услуг эксперта.

Сколько времени занимает связь с продавцом?

Претензии к продавцу относительно недостатков товара должны быть предъявлены в течение гарантийного срока, который устанавливается производителем или магазином.

Если гарантийный срок не установлен, необходимо соблюдать правила статьи 19 Закона о защите прав потребителей, согласно которым дефекты могут быть устранены в течение двух лет со дня передачи покупки потребителю.

Магазин вправе отказать покупателю, если срок подачи претензии был пропущен без уважительной причины.

Что делать, если я купил товар со значительными дефектами?

Немедленно после обнаружения недостатков покупатель должен обратиться к продавцу с одним из требований, предусмотренных статьей 18 Закона о защите прав потребителей. Самый выгодный вариант, когда магазин соглашается взять на себя ответственность за первую проверку товара.

Часто покупатели сталкиваются с отказом. Поэтому перед походом в магазин желательно подготовить письменную претензию.

Давайте разберемся, как составить претензию.

Шаг 1 - Подача претензии

Форма иска не утверждена законодательными актами. На практике документ обычно оформляется с соблюдением общих правил делового стиля.

Претензия должна содержать следующее:

  • Имя и адрес продавца;
  • Имя, адрес, номер телефона покупателя;
  • Когда была совершена покупка;
  • Какой товар был куплен и по какой цене;
  • Какие существенные недостатки обнаружены;
  • Ссылки на нормы права;
  • Требование к продавцу;
  • Список приложений;
  • Дата и подпись.

Желательно подготовить два экземпляра претензии. Один для продавца, второй - на хранение.

Шаг 2 - Отправить претензию продавцу

Лучше всего обратиться с претензией лично к работнику магазина, чтобы он зарегистрировал обращение и поставил штамп о входящем на экземпляре потребителя. С момента регистрации начинают отсчитываться сроки рассмотрения претензий покупателя.

Если не удалось доставить претензию, следует отправить ее заказным письмом и дождаться получения магазином. В этом случае на решение вопроса с некачественным товаром с учетом пробега почты уйдет больше времени.

Шаг 3 - Проведение экспертизы качества товара

Продавцы не всегда принимают на веру заявление покупателя о том, что дефект произошел по вине производителя. Поэтому в большинстве случаев для выявления причин недостатков проводится экспертиза качества.

Если продавец отказался от проведения экспертизы, покупатель вправе заказать ее самостоятельно у независимого эксперта и предоставить ее продавцу вместе с повторной претензией.

Шаг 4 - Выполнение продавцом требования покупателя

Срок устранения существенных недостатков товара не должен превышать 45 дней. Обычно этого достаточно для осмотра и гарантийного ремонта.

Если покупатель просит товар за другой, то такое требование должно быть выполнено в течение 20 дней. На претензии о возврате денег за товар покупатель должен ответить в течение 10 дней.

Судебная практика

Решением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13.10.2021 N 88-20954/2021 решение суда первой инстанции о взыскании денежных средств за автомобиль с существенными недостатками оставлено без изменения. Тимонов А.С. приобрел автомобиль Mercedes Benz S 5604 MATIC, 2018 года выпуска, стоимостью 9 593 400 рублей у ООО «Автофорум». На автомобиль действует безусловная гарантия 24 месяца. В течение первого года эксплуатации автомобиля истец выявил существенные недостатки, в связи с чем неоднократно обращался к продавцу с просьбой о бесплатном устранении. Всего автомобиль находится в ремонте по разным причинам 117 дней. Кроме того, были выявлены неоднократные неисправности, такие как неисправность водительского сиденья и неисправность системы Hands Free, опускание как бесключевого доступа, системы громкой связи. Истец направил ответчику требование о возврате некачественного товара с возмещением разницы между стоимостью проданного автомобиля и нового аналогичного (в аналогичной комплектации) автомобиля на момент добровольного удовлетворения иска продавцом, с возмещением за моральный вред, причиненный в результате реализации товара ненадлежащего качества. Ответчик требования иска удовлетворить отказался, приемку автомобиля не организовал, стоимость автомобиля не вернул. Суд счел отказ необоснованным и нарушающим права потребителей.

Часто задаваемые вопросы и ответы

Какие трудности могут возникнуть?

Потребителю необходимо грамотно составить претензию о существенных недостатках товара. Чтобы добиться защиты своих прав, желательно привлечь квалифицированного юриста, который поможет разобраться в ситуации и подготовить необходимые документы. Юридическую консультацию специалиста можно получить на нашем сайте.

Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное