Политика отмены
На данный момент законодательно закреплена возможность заемщика отказаться от страховки, если прошло не более пяти дней. Но тут уже нужно будет обратиться в компанию, предоставляющую услуги по страхованию жизни и здоровья, с письменным заявлением об отказе.
На рассмотрение такого обращения страховой компании дается десять дней. После этого договор страхования будет расторгнут.
У клиента возникнет вопрос, как вернуть уже уплаченные за страховку деньги? Это зависит от периода, когда договор страхования вступает в силу. Если договор вступает в силу сразу с момента уплаты страховой премии, страховщик не возвращает часть денег. Те. часть страховой премии удерживается за период с начала действия договора до момента удовлетворения заявления клиента об отказе от страхования. Вернуть эту сумму не получится даже в судебном порядке.
Если договор страхования еще не вступил в силу, заемщику возвращается вся уплаченная сумма.
ВАЖНЫЙ !!! Вышеуказанные правила распространяются только на индивидуальное страхование. Но сейчас коллективное страхование всех клиентов набирает все большую популярность среди банков. Здесь заемщик выступает в роли приобретателя, а банк в роли страхователя.
В этом случае обращаться в страховую компанию с заявлением будет бесполезно, так как покупатель не может отказаться от договора. Единственным выходом будет досрочное погашение кредита. И даже досрочное погашение кредита не является гарантией возврата денег за страховку, ведь такое условие должно быть прописано в договоре. Да и полная уплаченная сумма все равно не возвращается, только за неиспользованный период.
Правила возврата денег в ВТБ 24
Многих волнует вопрос, как отказаться от навязанной страховки в ВТБ 24. Банк ВТБ 24 предоставляет клиентам несколько более мягкие условия, чем те, что предусмотрены законодательством. Это касается срока, в течение которого заемщик может расторгнуть договор страхования: он увеличен с пяти до четырнадцати дней с момента заключения такого договора.
Форма заявки размещена на официальном сайте ВТБ 24 в разделе о страховании.
Заявить отказ можно двумя способами:
- Лично отнесите два экземпляра заявления в отделение банка, где был выдан кредит, либо непосредственно в офис страховой организации. Один экземпляр забирает сотрудник банка, второй должен оставаться у клиента. На копии заемщика проставляется дата и регистрационный номер входящего документа, либо иная отметка о принятии, зафиксированная в инструкции по делопроизводству этого банка. Если заявка будет отклонена, эта отметка будет служить доказательством своевременной апелляции.
- Если нет возможности лично подойти в отделение банка или страховщика с заявлением, то можно отправить его заказным письмом. Желательно, чтобы это было заказное письмо с уведомлением. Таким образом, клиент будет уверен, что письмо получено адресатом. Дата, проставленная на письме, подтвердит своевременность отказа.
В заявлении указываются реквизиты лица, выдавшего кредит, реквизиты банка, убедительная и объективная причина расторжения договора страхования, способ возмещения (наличными или безналичными), дата и подпись заявителя.
К заявлению необходимо приложить копии трех документов: удостоверение личности, договор страхования и квитанцию с указанием стоимости страховки. При личном обращении также предоставляются оригиналы вышеуказанных документов.
Срок рассмотрения заявления составляет 14 дней со дня его поступления. После этого в течение пятнадцати дней клиент имеет право дождаться возврата уплаченных средств. Если возврат не был произведен, клиент вправе передать решение конфликтной ситуации в суд. Но перед этим необходимо соблюдать правила досудебного урегулирования конфликта.
Порядок обращения в суд
Иск о расторжении договора страхования жизни и здоровья будет рассматривать либо мировой судья, либо районный (городской) суд. Подсудность таких дел часто является спорной, а иногда они рассматриваются арбитражными судами. Но Верховный Суд РФ неоднократно указывал на необходимость рассмотрения дел о кредитных отношениях между банками и физическими лицами судами общей юрисдикции.
Обычно исковое заявление подается по месту нахождения ответчика, т.е. банка, с которым возник спор. Но если банк зарегистрирован в Москве, а истец проживает, например, в Волгограде, то заявление целесообразно подавать по месту жительства истца.
ВАЖНЫЙ !!! В исковом заявлении во вводной части должны быть указаны данные истца и ответчика, в какой суд (или какому мировому судье оно адресовано). Обязательно нужно указать контактный телефон истца, так как теперь информирование о дате и времени встречи происходит автоматически (либо звонок, либо СМС-сообщение).
В основной части (описательной и мотивационной) необходимо максимально точно изложить конфликтную ситуацию по поводу страхования, а также указать, какие, по мнению заемщика, нормы закона были нарушены. Вот и все доказательства правоты истца.
Заключительная часть содержит требование о расторжении договора страхования и возмещении страховой компании стоимости страхования.
Ниже перечислены приложения к исковому заявлению: заверенные копии обоих договоров (страхового и кредитного), копия заявления в банк или страховую компанию, справка о досрочном погашении долга и другие документы, которые могут положительно повлиять на решение судьи.
После перечисления всех прилагаемых документов ставится дата и подпись истца (или его представителя).
Но прежде чем обращаться в суд, стоит взвесить все «за» и «против». Если сумма страховки незначительна, то судебные издержки могут ее превышать, и нет гарантии, что суд не встанет на сторону ответчика. Кроме того, рассмотрение такого спора может затянуться на несколько месяцев. И чем больше проходит времени, тем меньше становится сумма компенсации.
ВНИМАНИЕ !!! Опытные юристы советуют не жалеть времени на внимательное изучение подписанных документов. И если вас не устраивают условия выдачи кредита в этом банке, лучше просто обратиться в другой.