paradigmaconsult.ru
Главная »

Утилизация шин: методы, технологии, воздействие на окружающую среду

Трудовое право

Основные методы обработки

Виды утилизации бывших в употреблении шин можно разделить на две группы:

  • Электромеханическое шлифование;
  • Обработка, изменяющая химическую структуру.

Обработка покрышек этими методами различна по принципу действия и получаемому сырью. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, о которых стоит поговорить подробнее.

Основные методы обработки

Механическое измельчение шин

Этот метод считается относительно безопасным с экологической точки зрения и широко применяется во всем мире. Шины подвергаются следующей обработке:

  1. Старые покрышки моют, снимают бортовые кольца и нарезают крупными кусками.
  2. Сырье очищают от металлокорда с помощью магнитной сепарации.
  3. Затем детали нагревают (для обработки при повышенных температурах) или охлаждают (для криогенного метода).
  4. Резина разрушается путем резки, удара, взрыва, сжатия или истирания.
  5. Полученное сырье измельчают до получения крошки нужного размера.

Механическое измельчение шин

Недостатком этого метода является высокая стоимость конечного продукта, так как измельчение шин требует специального оборудования и считается дорогостоящим методом переработки. Стоимость электроэнергии также высока – до 1000 кВтч на 1 тонну перерабатываемого сырья.

При этом измельчение имеет существенные преимущества перед химическими способами переработки шин: техническая простота, отсутствие токсичных выбросов (в отличие от сжигания или пиролиза). Переработка резины измельчением позволяет сохранить технологические параметры материала.

Резиновая крошка, полученная измельчением, широко используется в промышленности и строительстве: для изготовления бытовых изделий, добавок в строительные растворы, при укладке дорог.

О том, как перерабатываются шины в резиновую крошку и какое оборудование используется, в следующем видео

Другие методы измельчения шин

Существуют и другие методы измельчения старых покрышек, но по разным причинам многие из них не получили широкого распространения. Самые известные способы обработки:

  • Использование роторного диспергатора;
  • Метод озонового ножа;
  • Метод бародеструкции;
  • Ударно-волновое измельчение (взрывное круговое).

Для роторного диспергатора шина измельчается на мелкие кусочки. Затем резина сжимается во втулке и проходит через отверстие диаметром около 1 мм. В результате получается мелкая резиновая пыль с сильно развитой поверхностью, способная эффективно реагировать с другими компонентами смеси. Из такой пыли делают сорбенты, новые шины, кровельные материалы и т.д.

Другие методы измельчения шин

Утилизация шин методом озонового ножа включает воздействие озона на изношенную резину в специальной камере и последующее механическое измельчение. Озон способствует разрушению структуры резины, облегчая дальнейшее шлифование шины механическими методами. В результате из старой покрышки получается чистая резиновая и металлическая крошка, и нет необходимости в разделении, так как металл и резина отделяются друг от друга при воздействии озона.

При обработке методом бародеструкции покрышки сначала разрезают и измельчают, а затем в специальной камере под действием высокого давления и температуры резину доводят до текучести, отделяя ее от металлокорда. В результате получается мелкая резиновая крошка с размером гранул около 0,8 см.

Методы обработки, изменяющие химическую структуру

Переработка автомобильных покрышек, меняющая структуру, тоже не очень выгодна. Резиновая составляющая после обработки исчезает, а получаемый продукт имеет меньшую стоимость, чем в случае механической обработки. При этом стоимость конечного сырья достаточно высока.

Среди химических способов переработки шин наиболее распространены следующие:

  • Пиролиз;
  • Термическое разрушение (сжигание);
  • Растворение.

Пиролизом называют термическое разложение, которое происходит в специальной камере без доступа воздуха. Этот метод чаще всего используется для получения тепловой энергии. Переработка каучука сжиганием и пиролизом имеет ряд ограничений, они связаны с выделением углекислого газа и токсичных веществ. Этот метод требует большего внимания с экологической точки зрения.

Методы обработки, изменяющие химическую структуру

При сжигании в цементных печах шины заменяют горючие материалы, такие как уголь и мазут. Этот метод используется в цементной промышленности и для производства тепла.

Растворение старых покрышек многие специалисты считают перспективным и очень эффективным методом, хотя широкого применения он пока не получил. Под действием растворителя получается сырье, которое можно с успехом использовать в металлургии и химической промышленности.

Ожидается, что эта технология в будущем поможет эффективно утилизировать шины всех типов и размеров.

Утилизация шин в России и Европе

В европейских странах уровень утилизации старых шин достигает 90%. Около 20% из них восстанавливаются и используются повторно, 40% уходит в тепло, а более 30% превращается в крошку.

Утилизация шин в России и Европе

К сожалению, средние мировые показатели не так высоки: перерабатывается менее 40% шин, а 60% непереработанной резины оказывается на свалках.

Важный! Ежегодно в мире появляется около 10 миллионов тонн новых отходов от старых автомобильных покрышек, что делает экологическую ситуацию просто катастрофической. Очень важно уделить пристальное внимание этой проблеме и внедрить методы утилизации в странах, где она не развита.

В России ситуация довольно печальная, хотя год от года она постепенно улучшается. Сейчас объем утилизации шин составляет около 10%, а за последние несколько лет он вырос на четверть. Организации по переработке шин в России пока не очень активны, в нашей стране люди не привыкли вкладывать деньги во вторичное производство, переработку и переработку.

Одна из дополнительных проблем заключается в том, что отечественные шины, распространенные в России, Белоруссии и других странах ближнего зарубежья, утилизировать сложнее, чем европейские. Наши старые покрышки дополнительно армированы радиальным синтетическим кордом, а большая примесь текстиля сильно затрудняет обработку. В результате переработка отечественных шин намного дороже и сложнее, чем шин западного производства с цельнометаллокордным типом.

Дополнительная информация! Наиболее распространенными способами переработки в России являются дробление и пиролиз. Следует отменить, что пиролиз запрещен в некоторых развитых странах из-за вредного воздействия на окружающую среду. Однако более дорогие способы обработки отечественные предприниматели считают слишком затратными, поэтому применяют их гораздо реже.

Продам шины на переработку

Однако повод для оптимизма все же есть – за последние несколько лет в России появились новые экологически чистые и безопасные комплексы по производству резиновой крошки. В частности, такие комплексы действуют в Самаре, Курске, Твери, Вязьме. В Приморье построен процессинговый центр, многим предприятиям, работающим в этой отрасли, удалось запустить производство по франчайзингу.

Практически каждый крупный автосервис в России принимает старые покрышки от автомобилистов. Часто за доставку шин приходится доплачивать, хотя некоторые сервисы принимают их бесплатно. Компании все чаще заключают договоры с перерабатывающими предприятиями, сдавая на переработку значительные объемы старой резины.

Сдать шины на переработку можно на заводах и комплексах, которые занимаются получением вторичного сырья, а также в автосервисах. При этом следует учитывать, что крупные предприятия обычно не принимают шины от населения из-за малого объема поставляемого товара, поэтому гражданам приходится отслеживать запасы в автосервисах, чтобы избавиться от одной-двух шин. комплекты резины.

Продам шины на переработку

Экономика и экология

Экономическая выгода от переработки шин неоспорима. В ряде стран горючий газ, выделяющийся при термообработке шин, используют для обогрева помещений, а также выработки с его помощью электроэнергии. Жидкие продукты пиролиза используются в производстве пластмасс, а измельченные частицы резины являются прекрасным сырьем для асфальтобетонных битумов.

Экономика и экология

В то же время переработка шин помогает избежать загрязнения окружающей среды.

Запись! Разложение покрышек в земле продолжается уже более 100 лет, все это время из старых покрышек постоянно вымываются опасные и ядовитые соединения, такие как фенантрен, дифениламин и многие другие. Все они остаются в почве, а затем вымываются грунтовыми водами и атмосферными осадками, попадая в источники питьевой воды и сельскохозяйственные объекты.

Таким образом, в ближайшие годы методы переработки шин будут совершенствоваться, а объемы переработки резины увеличиваться. Особенно это актуально для развитых стран, где вопросы экологии и вторичного использования материалов уже давно находятся под пристальным вниманием как самих граждан, так и властей.

Ситуация в России пока напоминает положение дел в африканских странах, но принципы ответственного потребления постепенно проникают и в сознание наших граждан. Через несколько десятков лет и сами автомобилисты, и представители бизнеса будут точно знать, что и как делать со старыми шинами, чтобы извлечь из них максимальную пользу для себя и окружающей среды.

Вам также может понравиться
Рубрики
Популярное