Законодательство
Основным законодательным актом, стоящим на стороне имущественных интересов покупателей, является Закон «О защите прав потребителей» (ЗПП), принятый 7 февраля 1992 г. под № 2300-1. Согласно этому закону лица вправе требовать приобретения такой вещи, которая будет использоваться ими по назначению. Такие продукты должны быть:
- Функциональный;
- Подходит для целей использования;
- Быть в хорошем состоянии.
Если купленный товар не соответствует одному или нескольким критериям, его можно вернуть продавцу.
Однако необходимо учитывать, что данный закон защищает права обеих сторон, поэтому от приобретателя также будет требоваться соблюдение установленных законом норм. Особенно:
- Соблюдение срока возврата - 14 дней с момента покупки;
- Наличие товарных этикеток;
- Сохранность упаковки;
- Товарный вид вещи без ущерба ее внешнему виду;
- Неиспользование товара покупателем.
Сюда же относятся бельевой трикотаж, постельное белье, средства личной гигиены и другие виды товаров, которые не подлежат возврату для последующей перепродажи третьим лицам.
В каких случаях я могу вернуть деньги за товар
Бракованный, бракованный или неподходящий по цвету, размеру и другим параметрам товар может быть возвращен или заменен на подходящий. Деньги возвращаются за товар надлежащего и ненадлежащего качества. Для этого существуют правовые нормы, о которых пойдет речь ниже.
Получение денег при возврате товара надлежащего качества
При этом следует руководствоваться нормами статьи 25 ЗП, которая содержит положения о замене и возврате качественной вещи без брака и повреждений при следующих условиях:
- Купленный товар возвращается в течение 14 дней;
- Все необходимые товарные этикетки и упаковка сохранены;
- Вещь не устраивала покупателя по тем или иным характеристикам;
- На момент возврата товара у продавца нет альтернативного товара, который можно заменить.
Купленный товар может быть маленьким или большим, не того цвета, который ожидал получить покупатель. Он может отличаться по форме от варианта, обещанного продавцом или производителем. Во всех этих случаях покупатель может вернуть покупку. Продавец обязан удовлетворить потребность потребителя, выбрав альтернативу, исправив цвет, размер или форму, не устраивающие покупателя.
Продавец также может предложить заказать нужный образец, который необходимо ожидать в течение определенного времени. В случае несогласия потребителя такая оферта не может быть навязана. Деньги должны быть возвращены в оговоренный срок.
Получение денег при возврате товара ненадлежащего качества
Если при возвращении домой покупатель обнаружил дефект в виде брака или повреждения, либо бытовые приборы или другие сложные технические товары оказались неисправными, они должны быть возвращены по месту приобретения.
В этом случае применяются правила статьи 18 ЗП, которыми следует руководствоваться при возврате. Лицо, продавшее товар ненадлежащего качества, должно убедиться в следующем:
- Что товар был куплен у него;
- Именно она была продана с браком.
Поэтому иногда необходимо не только вернуть бракованный товар, но и провести экспертизу брака.
Но и в этом случае возврат применяется только тогда, когда были предложены или использованы другие виды исправления ситуации. Например:
- На складе не было альтернативного варианта, который должен в точности повторять все параметры приобретаемой вещи;
- Предлагаемые на замену варианты имели иные характеристики, отличающиеся по цвету, размеру или другим параметрам, что не удовлетворило заявителя;
- Технику отремонтировали по гарантии, но опять случилась поломка.
Все это говорит о том, что в случае невозможности или нецелесообразности замены товара покупатель имеет право потребовать деньги, уплаченные за бракованный товар.
Пошаговая инструкция: процедура возврата
С учетом обстоятельств, изложенных выше, потребитель может воспользоваться своим правом на защиту в соответствии с разделами 18 или 25 RFP. При этом необходимо соблюдать все условия, которые предусмотрены для лица, возвращающего купленное.
Порядок и оформление возврата
Процедура выполняется по следующему алгоритму:
- Перед подгонкой или установкой проверьте текстуру и поверхность на наличие производственных дефектов или повреждений.
- При обнаружении ошибок покупка должна быть немедленно доставлена по месту покупки.
- Если снаружи повреждений не обнаружено, можно приступать к примерке или установке, не отрывая товарной этикетки и не нарушая ее целостности. Многие из несоответствий, упомянутых в статье 25 RFP, могут быть выявлены на данном этапе.
- В упаковку помещается товар, не соответствующий качеству или интересам потребителя. Все имеющиеся документы собраны. Покупка возвращается.
Документы, прилагаемые к покупке, следующие:
- Договор на оказание услуг (при наличии);
- Заявка на доставку товара с квитанцией об оплате (для предзаказов);
- Товарный чек (при наличии);
- Квитанция об оплате (если есть);
- Гарантийный талон (при наличии).
Продавец может предложить другие варианты и образцы на замену. Но потребитель вправе настоять на получении денег. Для этого он пишет претензию директору магазина или администратору торгового зала, где указывает перечень нарушений качества или другую причину возврата.
Условия возврата денег за товар
По усмотрению предпринимателя деньги могут быть возвращены немедленно в обмен на принятый обратно товар.
Что делать в случае отказа
При утере чека могут возникнуть сложности в виде отказа принять товар, что является незаконным. Факт приобретения вещи именно у этого предпринимателя должен быть доказан. В этом случае ситуацию помогут решить:
- Свидетели, если покупателя сопровождали друзья или родственники;
- Видеокамеры, если таковые имеются в магазине;
- Другие доказательства.
В другом случае отказ может последовать с оговоркой, что потребитель испортил вещь по своей вине. Для этого может потребоваться акт независимой экспертизы.
Исключение составляют случаи, когда товар надлежащего качества не подлежит возврату на основании Перечня № 55. В этом случае подавать претензию не имеет смысла, так как она будет отклонена. Но в случае брака при покупке деньги должны быть возвращены в обязательном порядке.
Таким образом, потребитель может вернуть бракованный товар или товар ненадлежащего качества и потребовать за это деньги. То же самое касается и вещей, которые не подошли покупателю, но имеют надлежащее качество и товарный вид. Если предложенная замена не устроила покупателя, или альтернативного аналога нет в наличии, вам нужно будет вернуть деньги.